ЛЮДИ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ ИНВАЛИДНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ВЫСШЕГО ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД

В статье исследуется вопрос об установлении границ инклюзии в области образования. Актуальность выбранной темы связана с двумя значимыми документами: Конвенцией о правах инвалидов и Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». Рассматриваются различия, наблюдаемые между людьми с различными видами инвалидности. Проведен анализ эмпирической информации, свидетельствующий о принципиальной возможности и целесообразности включающего образования для детей, имеющих нарушения физического и эмоционального характера. Кроме того, осуществлен обзор специальной литературы о людях с умственной отсталостью (олигофренией), на основе которого авторы приходят к выводу о том, что их успешное совместное обучение с обычными людьми является маловероятным. Подчеркивается, что граждане, страдающие олигофренией, не должны допускаться к высшему образованию. Новизна проведенного исследования заключается в том, что в качестве главного фактора, затрудняющего освоение учебной программы, рассматривается не задержка интеллектуального развития, а ослабленная познавательная потребность. Отталкиваясь от данной интерпретации, авторы приходят к заключению, что предоставление образования подобным людям напоминает его навязывание. Таким образом, в данной работе ставится под сомнение не только практическая значимость, но и моральный статус такого обучения.

PEOPLE WITH VARIOUS TYPES OF DISABILITY IN THE CONTEXT OF HIGHER INCLUSIVE EDUCATION: DIFFERENTIATED APPROACH

The article explores the issue of establishing limits of inclusion in the educational field. The relevance of the chosen topic is related to two important documents: the Convention on the Rights of Persons with Disabilities and the Federal Law “On Education in the Russian Federation”. The differences observed between people with different types of disabilities are considered. Besides, the authors analyze the empirical information, thus showing the fundamental possibility and reasonability of inclusive education for children with physical and emotional disabilities. In addition, a review of the special literature on people with mental retardation (oligophrenia) was carried out, based on which it was concluded that their successful co-studying with ordinary people is hardly feasible. It is emphasized that citizens suffering from oligophrenia should not have access to higher education. The novelty of the study consists in the assumption that the main factor hampering the learning process is not a delay in intellectual development, but impaired cognitive need. Based on this interpretation, the authors conclude that providing education to such people resembles its imposition. Therefore, this paper questions not only the practical significance, but also the moral status of such training.

Издательство
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Институт педагогики, психологии и социальных проблем
Номер выпуска
5
Язык
Русский
Страницы
57-62
Статус
Опубликовано
Год
2018
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
инклюзивное образование; инвалидность; ограниченные возможности здоровья; высшее образование; умственная отсталость; олигофрения; inclusive education; disability; limited health opportunities; higher education; mental retardation; oligophrenia
Дата создания
07.11.2019
Дата изменения
07.11.2019
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/51205/
Поделиться

Другие записи

Клычков К.Е., Сергеева М.Г.
Казанский педагогический журнал. Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Институт педагогики, психологии и социальных проблем. 2018. С. 177-182