Формирование просодических навыков у студентов-нелингвистов: методические рекомендации

Проблематика исследования. Просодия, будучи языковой универсалией, является неотъемлемым компонентом коммуникации. Деловое общение на английском языке также организовано по принципу обмена музыкальными сигналами, в котором особенно значимой является ритмическая и мелодическая организация речи. В современной лингвистике вопросы исследования функциональных свойств просодии и содержательной стороны просодических единиц относятся к числу наиболее дискуссионных. Несмотря на значимость просодических характеристик для успешного общения, просодия часто является предметом научных обсуждений с педагогической точки зрения и считается заведомо трудным в обучении. Просодические модели, особенно имеющие разный тональный рисунок, считаются трудными для восприятия и производства. Эффективный подход к обучению просодии иноязычной речи предполагает максимальное использование потенциала базовых методик обучения и других наук, что сделает возможной дальнейшую разработку эффективных методик обучения, адекватных цели обучения и минимизирующих временные затраты и интеллектуальные усилия обучаемых и преподавателей. Результаты. Рассмотренные в исследовании методы вносят основной вклад в содействие обучению просодии иностранного языка и касаются в первую очередь аффективной области, роль которой в случае произношения имеет первостепенное значение. Эти методы представляют собой комплексный подход, объединяющий когнитивные, эмоциональные и физические аспекты обучения произношению. Они, в частности, направлены на создание позитивной атмосферы в процессе изучения иностранного языка, способствуют повышению уверенности учащихся в производстве иностранной речи и включению в речь экстралингвистических и паралингвистических элементов. Выводы. Исследование позволило продемонстрировать традиционные и новые тенденции в обучении просодии иностранного языка, проиллюстрировать различные лингводидактические методы формирования просодических навыков у студентов, разработанная модель этапности является отражением сознательного подхода к качественному овладению произношением иностранного языка и также направлена на повышение эффективности преподавания просодии иностранного языка для студентов нелингвистических вузов.

FORMING PROSODIC SKILLS OF non-linguist STUDENTS: some GUIDELINES

Statement of the problem. Prosody, being universal, is an integral component of communication. Business communication in English is also organized on the principle of exchange of so-called musical signals - first of all, it is rhythm and melody. In modern linguistics the issues of studying the functional properties of prosody and the content side of prosodic units are probably the most debatable ones. Despite the importance of prosodic characteristics for successful communication, prosody seems to be a certain stumbling block from a pedagogical point of view and is considered obviously difficult to teach and learn. Prosodic models, especially those with different tonal patterns, are considered difficult to perceive and produce. An effective approach to teaching prosody of foreign language speech involves the maximum use of the basic potential for teaching methods, which will make it possible to develop effective teaching methods that are adequate to the purpose of training and minimize the time and students' and teachers' intellectual efforts. Results. The methods considered in the study make the main contribution to the promotion of learning prosody of a foreign language and relate primarily to the affective area, the role of which in the case of pronunciation is of paramount importance. These methods are an integrated approach that combines cognitive, emotional, and physical aspects of pronunciation learning. They, in particular, are aimed at creating a positive atmosphere in the process of learning a foreign language, contribute to increasing students' confidence in the foreign speech production and the inclusion of extralinguistic and paralinguistic elements in speech. Conclusion. The research allowed to demonstrate traditional and new trends in teaching prosody of a foreign language, to illustrate various methods, the developed model of the stages of prosody skills in students formation is a reflection of a conscious approach to the mastery of pronunciation of a foreign language and is also aimed at improving the efficiency of teaching prosody of a foreign language for students of non-linguistic universities.

Редакторы
-
Издательство
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Воронежский государственный технический университет"
Номер выпуска
4
Язык
Русский
Страницы
74-85
Статус
Опубликовано
Подразделение
-
Ссылка
-
DOI
-
Номер
-
Том
-
Год
2018
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
phonetics; prosody; teaching methods; non-linguistic university; language of business communication; фонетика; просодия; методика преподавания английского языка; нелингвистический вуз; язык делового общения
Дата создания
07.11.2019
Дата изменения
07.11.2019
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/51080/