Данная работа посвящена рассмотрению дискурсивного пространства романов Жоржи Амаду «Исчезновение святой» и «Габриэла, гвоздика и корица». Дискурс - речевая деятельность как процесс порождения текста, а также результат этой речевой деятельности, то есть сам текст. Амбивалентное понимание дискурса в современной лингвистике отражает сложность изучения феномена, поскольку существует ряд научных школ, противоречиво толкующих его сущность. Дискурсивное пространство художественных текстов рассматривается как сложная система дискурсов, которая обусловлена дискурсивной личностью автора. Дискурсивная личность автора посредством создания художественных текстов выражает собственную систему жизненных ориентиров, одновременно репрезентируя систему аксиологических ценностей многонационального народа Бразилии. Дискурсивной личностью определяется репрезентация многообразия противоречий картины мира. Дискурсивная личность создает художественных текст, рассчитывая на сотворчество с читателем. Дискурсивное пространство романов Ж. Амаду структурировано особым хронотопом, непосредственно связанным с литературным направлением магического реализма, в рамках которого причудливо соединяются описания реальных социальных противоречий, жизненных ситуаций и ирреальными мистическими событиями. В структурной организации дискурсивного пространства романов особую роль играют экстралингвистические факторы, связанные с описанием религиозного культа Кандомбле, являющегося символом этнического своеобразия.
The article examines the discursive space of the novels “The War of the Saints” and “Gabriela, Clove and Cinnamon” by Jorge Amado. We consider speech activity to be a discourse as both the text generation process and the result of this speech activity are the text itself. The ambivalent understanding of discourse in modern linguistics reflects the complexity of studying this phenomenon, since there are a number of scientific trends interpreting its essence in different ways. The article studies the discursive space of literary texts as a complex system of discourse pieces, which is determined by the discursive personality of the author. The discursive personality of the author of these novels expresses his own system of attitudes through the creation of fictional texts, while simultaneously representing the system of axiological values of the multinational population of Brazil. The discursive personality determines the representation of the diversity of worldview contradictions and creates a fictional text, counting on creative cooperation with the reader. The discursive space of J. Amado’s novels is structured by a special chronotope, directly related to the literary trend of magical realism, within which descriptions of real social contradictions, life situations and unreal mystical events are bizarrely combined. The extralinguistic factors are of particular importance, being associated with the description of the Candomble religious cult, which is a symbol of ethnic identity.