В статье рассматриваются лингвопрагматические характеристики и особенности функционирования словарных единиц субстандарта в художественном дискурсе начала XXI в. В состав единиц субстандарта включаются сленгизмы и жаргонизмы из лагерного и воровского жаргона, а также жаргона военных и социальных молодежных группировок. Дискурсивное художественное пространство анализируется с учетом амбивалентности понятия дискурса, связанного с его характеристикой с точки зрения когнитивного подхода, семиотического и коммуникативно-прагматического подхода, социолингвистического, лингвокультурологического и психолингвистического подхода. Дискурсом мы считаем многомерное лингвистическое явление, в котором соединяются языковые и речевые практики, дискурс - деятельность и одновременно продукт этой деятельности, то есть текст. Исследование русскоязычного дискурсивного художественного пространства начала XXI в. соотносится с осмыслением дискурсивной личностью отдельного коммуникативного события как части любого институционального дискурса; событие осознается речевым сознанием как ассоциативно-образный фрагмент коммуникации. Основные функции единиц субстандарта в дискурсивном русскоязычном художественном пространстве начала XXI века состоят в выражении части аксиологических ценностей современного общества; в отражении социальных и этнических стереотипов; в манифестации ценностных доминант социальных групп; в репрезентации поликодовости, связанной с интертекстуальными категориями художественного произведения, а также в когнитивной и кумулятивной функциях, в индивидуализации речи персонажей.
The article examines the linguo-pragmatic characteristics and function features of the substandard level vocabulary units in the fictional discourse of the early 21st century. The substandard units of the language include slang and jargon from the prison camp and thieves’ jargon, as well as the jargon of military and youth groups. We analyze the discursive fictional space taking into account the ambivalence of the discourse concept and its characterization in terms of the cognitive approach, the semiotic and communicative-pragmatic approach, the sociolinguistic, cultural and psycholinguistic approaches. By discourse, we mean a multidimensional linguistic phenomenon that combines linguistic and speech practices, discourse activities and the text as the product of this activity. The study of the Russian-speaking discursive fictional space in the early 21st century is based on the idea that its essence is associated with the understanding of a linguistic (discursive) personality of a communicative event, which is actualized by speech consciousness as an associative-figurative part of communication reflected in the text. Among the main functions of substandard units in the discursive Russian fictional space of the early 21st century, the article highlights the following: expressing part of the modern society axiological values; reflecting social and ethnic stereotypes; representing the polycode, associated with intertextual categories of a literary text, and the cognitive and cumulative functions characteristic of the characters’ speech individualization.