УЧЕТ МОРАЛЬНОГО СТАРЕНИЯ ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ В МОДЕЛЯХ ДИНАМИКИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО СПРОСА

В условиях рыночной экономики важнейшим принципом формирования производственных программ предприятий реального сектора экономки является обеспечение соответствия объемов производимой продукции спросу на нее. При этом, вследствие существенной инерционности производства, обеспечение такого соответствия не представляется возможным без прогноза спроса. Адекватный прогноз спроса требует учета всех существенных факторов, влияющих на его объем. К числу таких факторов относится и моральное старение производимой продукции. Это обусловливает необходимость формирования конструктивного инструментария учета этого фактора. Возможный подход к его формированию рассмотрен в настоящей статье. Предлагаемый подход включает два этапа. На первом этапе для вектора характеристик потребительских свойств товаров формируется обобщенный скалярный показатель их качества и критерий возникновения угрозы вытеснения производимого товара с рынка, вследствие появления конкурирующего товара с более предпочтительными потребительскими свойствами. На втором этапе с учетом динамики изменения обобщенного показателя качества определяются вид и параметры функции распределения времени возникновения указанной угрозы.

In a market economy, the most important principle of the formation of production programs of enterprises in the real sector of the economy is to ensure that the volume of products produced meets the demand for it. At the same time, due to the significant inertia of production, ensuring such compliance is not possible without a demand forecast. An adequate forecast of demand requires taking into account all significant factors affecting its volume. Among such factors is the moral aging of manufactured products. This necessitates the formation of constructive tools to take this factor into account. A possible approach to its formation is considered in this article. The proposed approach includes two stages. At the first stage, for the vector of characteristics of consumer properties of goods, a generalized scalar indicator of their quality and a criterion for the emergence of a threat of displacement of the produced goods from the market are formed due to the appearance of a competing product with more preferable consumer properties. At the second stage, taking into account the dynamics of changes in the generalized quality indicator, the type and parameters of the time distribution function of the occurrence of the specified threat are determined.

Издательство
Общество с ограниченной ответственностью «Научно-издательский центр ИНФРА-М»
Номер выпуска
4
Язык
Русский
Страницы
3-11
Статус
Опубликовано
Том
8
Год
2022
Организации
  • 1 Санкт-Петербургский Политехнический университет им. Петра Великого
  • 2 Российский университет дружбы народов
  • 3 Московский государственный институт международных отношений (Университета) МИД России
Ключевые слова
enterprise; manufactured products; demand; obsolescence; forecasting; methodical approach; предприятие; производимая продукция; спрос; моральное старение; прогнозирование; методический подход
Дата создания
28.12.2023
Дата изменения
28.12.2023
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/96809/
Поделиться

Другие записи