Творчество С. Беккета в контексте "Записок из подполья" Ф. М. Достоевского / Е. А. Маркова

Представлены результаты сопоставительного анализа повести «Записки из подполья» Ф. М. Достоевского и произведений С. Беккета. Показано, как Беккет критически осмысляет основные романы русского писателя. Новизна работы видится в том, что проблема Беккета как «наследника» Достоевского и его «Записок из подполья» рассматривается в отечественном литературоведении практически впервые. На материале пьес «В ожидании Годо», «О всех падающих», романа «Моллой» и рассказа «Первая любовь» автор демонстрирует, как в творчестве Беккета преломляются темы, мотивы и образы Достоевского. Особое внимание уделено мотиву «подпольной» любви. Обнаружено сходство между повестью Достоевского и произведениями Беккета в пространственно-темпоральных характеристиках (неопределенность места действия, нелинейность времени, повторяемость ситуаций). Доказано, что эти характеристики служат для обозначения мира без Бога, в котором потеряны ориентиры и цели, сломлены позитивные и рациональные основания. Установлено, что у Достоевского Подполье остается

The results of a comparative analysis of the story “Notes from the Underground” by F. M. Dostoevsky and the works of S. Beckett are presented in the article. It is shown how Beckett critically interprets the main novels of the Russian writer. The novelty of the work is seen in the fact that the problem of Beckett as the “heir” of Dostoevsky and his “Notes from the Underground” is considered in Russian literary criticism for almost the fi time. Based on the plays “Waiting for Godot”, “All that Fall”, the novel “Molloy” and the story “First Love”, the author demonstrates how Dostoevsky’s themes, motives and images are refracted in Beckett’s work. Particular attention is paid to the motive of “underground” love. A similarity was found between Dostoevsky’s story and Beckett’s works in spatial and temporal characteristics (uncertainty of the scene, nonlinearity of time, repetition of situations). It has been proven that these characteristics serve to designate a world without God, in which landmarks and goals are lost, positive and rational foundations are broken. It has been established that for Dostoevsky the Underground remains a “dark corner” behind which there is a “big world”, while for Beckett it fi the whole world.

Авторы
Издательство
Общество с ограниченной ответственностью "Центр научных и образовательных проектов"
Номер выпуска
12
Язык
Русский
Страницы
174-184
Статус
Опубликовано
Год
2020
Организации
  • 1 Институт мировой литературы им. А. М. Горького Российской академии наук (ИМЛИ РАН)
  • 2 Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский университет дружбы народов»
Ключевые слова
dostoevsky; Beckett; underground; reception; достоевский; Беккет; подполье; рецепция
Дата создания
06.07.2022
Дата изменения
06.07.2022
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/87933/
Поделиться

Другие записи

Захлебный А.Н., Дзятковская Е.Н., Ермаков Д.С.
Непрерывное образование: XXI век. Петрозаводский государственный университет. 2020. С. 22-36