Гендерные особенности в Интернет-коммуникации: коммуникативные практики и стратегии саморепрезентации в социальных сетях

В статье проводится анализ гендерных различий в коммуникативных практиках и стратегиях саморепрезентации в социальных сетях на примере социальной сети Facebook. В статье приводятся результаты контент-анализа публикаций пользователей, размещенных в Facebook в рамках флешмоба "Остров 90-х", посвященного проблемному периоду в новейшей истории России. Автор дает обоснование для отнесения данных публикаций к онлайн-сегменту политической коммуникации. Дискурсивный анализ, основанный на социально-когнитивном подходе, позволяет выявить трехуровневую структуру флешмоба. Каждый уровень характеризуется различной степенью вовлеченности участников в политический контекст: личные воспоминания, дискуссии о 1990-х годах и отношение к флешмобу. Сравнительный анализ участия мужчин и женщин в флешмобе выявляет гендерную асимметрию как в структуре дискурса флешмоба, так и на его структурных уровнях. Данные, полученные в ходе исследования, свидетельствуют о том, что в виртуальной коммуникации не наблюдается ни исчезновения традиционных гендерных различий, ни ослабления традиционных гендерно-ролевых стереотипов. Полученные результаты позволяют сделать вывод, что женщины проявляют большую гибкость в стратегиях саморепрезентации, при этом степень их вовлеченности в политический дискурс меньше, чем у мужчин.

The paper is aimed at studying gender differences in communication practices, self-portrayal and representation strategies in social networks. The author presents the results of a content analysis of Facebook postings within a viral flash mob “The Island of the ‘90’s” devoted to a controversial period of Russia's modern history. The author offers the rationale for their attribution to an online segment of political communication. A discourse analysis based on the socio-cognitive approach helps to identify a three-level structure of the flash mob. Each level is characterized by different extent of its involvement into the political context: private memories, political discussions of the 1990s, attitudes to the flash mob. A comparative analysis of male and female participation in the flash mob reveals gender asymmetry both in the flash mob discourse structure and at its structural levels. No significant research evidence indicating gender differences disappearance, traditional gender-role stereotypes weakening was obtained. The results lead to the conclusion that women are more flexible in their representation strategies and women’s participation in the discourse has less degree of political involvement.

Авторы
Издательство
Общество с ограниченной ответственностью Издательство Мир науки
Номер выпуска
3
Язык
Русский
Страницы
21
Статус
Опубликовано
Том
11
Год
2020
Организации
  • 1 ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»
Ключевые слова
gender roles; gender differences; communicative strategies; social media; self-representation; political communication; content analysis; cognitive discourse analysis; viral flash mob; гендерные роли; гендерные различия; коммуникативные стратегии; социальные сети; саморепрезентация; политическая коммуникация; контент-анализ; когнитивно-дискурсивный анализ; вирусный флешмоб
Дата создания
06.07.2022
Дата изменения
06.07.2022
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/87239/
Поделиться

Другие записи