ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕННОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ И СТУДЕНТОВ С СОХРАННЫМ ЗДОРОВЬЕМ

В статье рассматриваются три компонента, характеризующие социально-психологические особенности жизненной позиции студентов: эмоциональная оценка успешности своих жизненных перспектив, особенности жизненных планов, характер ценностных ориентаций. В совокупности эти компоненты позволяют определить социальное самочувствие студентов в зависимости от состояния их здоровья и типа получаемого профессионального образования. Статья основана на результатах анкетного опроса, проведенного среди студентов театрального, музыкального факультетов и факультета изобразительного искусства РГСАИ. Полученные материалы проанализированы относительно влияния гендерных и возрастных факторов. Особое внимание уделено сопоставлению жизненных позиций студентов с сохранным здоровьем и студентов с ОВЗ и инвалидностью, обучающихся на разных факультетах. Установлены существенные различия между студентами с сохранным здоровьем и студентами с ОВЗ и инвалидностью в оценке ими успешности своих жизненных перспектив, определенности планов по поводу своего будущего, ценностных предпочтений. С помощью факторного анализа выявлены структурные взаимосвязи между различными компонентами жизненной позиции, охарактеризованы ее содержательные особенности в зависимости от состояния здоровья респондентов и характера получаемой профессии.

The article considers three components that characterize socio-psychological features of the students' life position: emotional assessment of the success of their life prospects, specifics of life plans and nature of value orientations. Taken together, these components allow to determine the social well-being of students, depending on their health state and the type of professional education they receive. The article is based on the results of the questionnaire survey conducted among RGSAI students. The study involved 167 participants, of whom 98 were those with preserved health and 69 - with disabilities. The survey was conducted in all courses (first to sixth) and faculties (theater, music, fine arts). The materials obtained are analyzed in relation to the influence of gender and age factors. Special attention is paid to the comparison of the life attitudes of students with preserved health and students with disabilities studying at different faculties. Significant differences were found between students with preserved health and students with disabilities in their assessment of the success of their life prospects, the certainty of plans for their future and value preferences. Using factor analysis, the structural correlations between various components of the life attitude were identified, and its content features depending on the health status of the respondents and the nature of the profession obtained were characterized.

Авторы
Собкин В.С.1 , Лыкова Т.А. 1, 2 , Собкина А.В.3
Номер выпуска
2
Язык
Русский
Страницы
168-179
Статус
Опубликовано
Год
2021
Организации
  • 1 Психологический институт Российской академии образования
  • 2 Институт иностранных языков Российского университета дружбы народов
  • 3 Московская театральная школа Олега Табакова
Ключевые слова
life attitude; social well-being; emotional assessment of life success; value orientations; inclusive education; STUDENTS with disabilities; factor analysis; жизненная позиция; социальное самочувствие; эмоциональная оценка жизненной успешности; ценностные ориентации; инклюзивное образование; студенты с ОВЗ и инвалидностью; факторный анализ
Цитировать
Поделиться

Другие записи