ОТНОШЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ СТУДЕНТОВ С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РЕСУРС ПРИ ПОЛУЧЕНИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ИСКУССТВА

В статье представлены результаты анкетного опроса студентов с ОВЗ и инвалидностью и с сохранным здоровьем, обучающихся в Российской государственной специализированной академии искусств (РГСАИ), который был посвящен особенностям их взаимоотношений с родителями. В исследовании приняли участие 167 студентов, из них 98 - с сохранным здоровьем и 69 - с ОВЗ и инвалидностью. Результаты обработаны с применением методов математической статистики. Анализируются вопросы, касающиеся характеристики взаимоотношений и содержательные особенности общения студентов с родителями. Сопоставляются мнения студентов с сохранным здоровьем и студентов с различными видами ОВЗ и инвалидности; рассматриваются как возрастная динамика ответов, так и мнения учащихся различных факультетов (театрального, музыкального, изобразительного искусства). Показано, что психологическая поддержка со стороны родителей студентов с ОВЗ и инвалидностью является важным социальнопсихологический ресурсом, влияющим на успешность получения ими высшего образования. Установлено, что характер взаимоотношений с родителями заметно отличаются у студентов с ОВЗ и инвалидностью и студентов с сохранным здоровьем. Рассмотрены содержательные особенности изменения родительской позиции на разных этапах обучения студентов: от поощрения родителями жизненной успешности до выполнения ими компенсаторной поддерживающей функции.

The article presents the results of a questionnaire survey of RGSAI students with and without disabilities, devoted to the peculiarities of their relationships with their parents. In the microsocial environment of students, the questions about significant others ("role models"), the characteristics of the relationships and the meaningful features of students' communication with their parents are analyzed. The opinions of students with preserved health and students with different types of disabilities are compared; both age dynamics of responses and opinions of students of various faculties (theater, music, fine arts) are considered. The study involved 167 students of The RGSAI, 98 of them with preserved health and 69 with disabilities. The results were processed using the methods of mathematical statistics. It is shown that psychological support from parents of students with disabilities is an important socio-psychological resource that affects the success of their higher professional education. It was found that the nature of relationships with parents is markedly different for students with disabilities and students with preserved health. The content features of changes in parental position at different stages of students' education are reviewed: from parents' encouragement of life success to their performance of compensatory supporting function. There are four generalized objections that characterize the specifics of parental attitude, which allowe to determine the uniqueness of parental position depending on the state of health and the direction of students' professional training. Analysis of the thematic features of interpersonal communication between students and their parents indicates the high involvement of parents of students with disabilities in educational activities, as well as in socio-psychological relations of students with teachers and fellow students. Such parental involvement is regarded as a kind of "social capital" of a student with disabilities.

Авторы
Собкин В.С.1 , Лыкова Т.А. 1, 2 , Собкина А.В.3
Номер выпуска
1
Язык
Русский
Страницы
184-196
Статус
Опубликовано
Год
2021
Организации
  • 1 Институт управления образованием Российской академии образования
  • 2 Институт иностранных языков Российского университета дружбы народов
  • 3 Московская театральная школа Олега Табакова
Ключевые слова
inclusive education; socialization; STUDENTS with disabilities; students with preserved health; child-parent relationships; communication content; инклюзивное образование; социализация; студенты с ОВЗ и инвалидностью; студенты с сохранным здоровьем; детско-родительские отношения; содержание общения
Дата создания
16.12.2021
Дата изменения
16.12.2021
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/81568/
Поделиться

Другие записи