Additional Education for Children with Special Needs and Disabilities in the Russian Federation: National Monitoring Concept

The development of inclusive education progresses at different speeds across the world. In the Russian Federation inclusive education is developing primarily at the school level but one of the most crucial aspects of socialization is additional education, and in this regard the needs of children with special needs and disabilities remain an outstanding issue. A concept of the national monitoring of additional education for children with special needs and disabilities is proposed. The article presents the project of the toolkit for the national monitoring of entities engaged in additional educational activities for children with special needs and disabilities, which includes eight blocks: organizational structure of entities engaged in implementing additional educational programs for children in each constituent territory of the Russian Federation; implementation of additional educational programs for children with special needs and disabilities in entities with various subordination and organizational structures; material and technical support; staffing and professional training for specialists engaged in implementing additional educational programs for children with special needs and disabilities; information on ongoing additional educational programs for children with special needs and disabilities; typical obstacles which arise in the course of activities organized by entities engaged in implementing additional educational programs for children with special needs and disabilities; information resources and the system of inter-agency interaction in the course of the implementation of additional educational programs for children, including those with special needs and disabilities; financing of entities engaged in implementing additional educational programs for children. The presence/absence of a regional centre of additional education for children is going to be identified, as well as its official name, and the number of subordinate entities which implement additional educational programs in the corresponding Russian region in various areas: arts, sports,science, sociology and pedagogy, technical sciences, tourism and local history, intellectual games. The article could be of assistance for experts who study inclusion problems.

Процесс функционирования инклюзивного образования в мире развивается с разной скоростью. В Российской Федерации инклюзивное образование реализуется в первую очередь на уровне школы, но одним из важнейших аспектов социализации является дополнительное образование, и в этой связи потребности детей с ограниченными возможностями здоровья остаются во многом нерешённым вопросом. Концепция национального мониторинга дополнительного образования детей с особыми потребностями и ограниченными возможностями здоровья находится в центре фокуса данной статьи и обладает высокой степенью новизны. В статье представлен проект инструментария мониторинга субъектов Российской Федерации по вопросам осуществления дополнительной образовательной деятельности для детей с особыми потребностями и ограниченными возможностями здоровья, который включает восемь блоков: структура организаций, осуществляющих реализацию дополнительных образовательных программ для детей в каждом субъекте Российской Федерации; реализация дополнительных образовательных программ для детей с особыми потребностями и ограниченными возможностями здоровья в субъектах страны по разным направлениям; материально-техническое обеспечение организаций; кадровое обеспечение и профессиональная подготовка специалистов, осуществляющих реализацию дополнительных образовательных программ для детей с особыми потребностями и ограниченными возможностями; информация о реализуемых дополнительных образовательных программах для детей с особыми потребностями и ограниченными возможностями; типичные препятствия, возникающие в ходе деятельности, организуемой субъектами, осуществляющими реализацию дополнительных образовательных программ для детей с особыми потребностями и ограниченными возможностями; информационные ресурсы и система межведомственного взаимодействия при реализации дополнительных образовательных программ для детей, в том числе с особыми потребностями и ограниченными возможностями здоровья; финансовые вопросы. Также предполагается фиксация наличия либо отсутствия регионального центра дополнительного образования детей, его официального наименования, количества подведомственных организаций, реализующих в соответствующем субъекте Российской Федерации дополнительные образовательные программы по различным направлениям: искусство, спорт, наука, социология и педагогика, технические науки, туризм и краеведение, интеллектуальные игры. Эта статья может быть полезна экспертам, изучающим проблемы инклюзии.

Издательство
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский политехнический университет"
Номер выпуска
6
Язык
Английский
Страницы
27-34
Статус
Опубликовано
Том
30
Год
2021
Организации
  • 1 Peoples’ Friendship University of Russia (RUDN University)
Ключевые слова
additional education; inclusion; monitoring; children with special needs; children with disabilities; дополнительное образование; инклюзия; мониторинг; дети с особыми потребностями; дети с ограниченными возможностями здоровья
Дата создания
16.12.2021
Дата изменения
16.12.2021
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/79836/
Поделиться

Другие записи

Леденева В.Ю., Ломакина О.В., Джунусов А.М., Бегасилов Б.Т.
Высшее образование в России. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский политехнический университет". Том 30. 2021. С. 156-168