Образовательная политика Казахстана в условиях миграции молодёжи

Образовательная миграция во многом определяет динамику и характер экономического развития страны. В этом контексте возрастающей проблемой для Казахстана является регулирование образовательной миграции в условиях жёсткой конкуренции на международном рынке образовательных услуг. Проведён обзор публикаций, который показал, что вопросы регулирования образовательной эмиграции недостаточно широко освещены в научном дискурсе, в частности, необходима разработка её политико-правовых аспектов. Актуальность данного исследования определяется постепенным расширением образовательных контактов Казахстана с другими странами и необходимостью выявления конкурентных преимуществ зарубежных образовательных систем перед национальной системой высшего образования Казахстана. Статья посвящена рассмотрению основных мотивов, причин и последствий образовательной миграции из Казахстана. Проанализирована деятельность органов власти и способы регулирования молодёжной миграции; разработаны новые методы регулирования внешних миграционных процессов и даны рекомендации по минимизации рисков, связанных с оттоком молодёжи из страны. Для выявления основных тенденций развития образовательной миграции из Казахстана исследование проводилось на основе сбора информации путём анкетирования казахстанских студентов, обучающихся в России (183 человека), а также её детальной обработки и контент-анализа. Результаты исследования выявили основные причины динамичного роста образовательной эмиграции: высокое качество образования за рубежом, доступность обучения в вузах России, комфортные условия обучения и проживания для казахстанцев и др. Предложены рекомендации для органов власти по регулированию образовательной миграции, которые могут быть использованы и для других стран, сталкивающихся с проблемой оттока молодёжи за рубеж с целью получения образования. Результаты этой работы могут быть полезны учёным и преподавателям, занимающимся исследованиями различных аспектов образовательной политики Казахстана.

Educational migration largely determines the dynamics and nature of the country's economic development and is viewed as a factor in increasing the country's competitiveness and building up human capital. In this context, an increasing problem for Kazakhstan is the regulation of educational migration in the context of fierce competition in the international market of educational services. A review of publications showed that the issues of regulating educational migration from Kazakhstan are not widely covered in scientific discourse. There are practically no scientific works on the political and legal aspects of youth migration. But even if there are such publications, then, as a rule, they are devoted to the analysis of youth migration in Central Asia in general. The relevance of the study is determined by the gradual expansion of educational contacts of Kazakhstan with other countries and the need to identify the competitive advantages of foreign educational systems over the national higher education system of Kazakhstan. The purpose of the article is to consider the main motives, causes and consequences of educational migration from Kazakhstan, to analyze the activities of the authorities and ways of regulating youth migration, develop new effective methods for regulating external migration processes and provide recommendations on minimizing the risks associated with the outflow of young people from the country. In order to identify the main trends and development of educational migration from Kazakhstan, the study was carried out on the basis of collecting information through a questionnaire, as well as its detailed processing and content analysis. Kazakhstani students studying in Russia took part in the survey. The sample consisted of183 people. As a result of the study, the main reasons for the dynamic growth of educational migration from Kazakhstan were identified, such as the high quality of education abroad, the availability of education in Russian universities, comfortable learning and living conditions for Kazakhstanis, etc. Recommendations for authorities on regulating educational migration that can be used by other countries facing the problem of the outflow of youth abroad in order to receive education. The results of this work can be useful to scientists and teachers engaged in research on various aspects of educational migration in Kazakhstan.

Авторы
Леденева В.Ю. 1, 2 , Ломакина О.В. 2, 3 , Джунусов А.М.4 , Бегасилов Б.Т.4
Издательство
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский политехнический университет"
Номер выпуска
6
Язык
Русский
Страницы
156-168
Статус
Опубликовано
Том
30
Год
2021
Организации
  • 1 Институт демографических исследований ФНИСЦ РАН
  • 2 Российский университет дружбы народов
  • 3 Московский педагогический государственный университет
  • 4 Университет НАРХОЗ
Ключевые слова
national higher education system in Kazakhstan; educational migration; youth policy; legislation; migration factors; национальная система высшего образования Казахстана; образовательная миграция; молодёжная политика; законодательство; факторы миграции
Дата создания
16.12.2021
Дата изменения
16.12.2021
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/79835/
Поделиться

Другие записи

Алешковский И.А., Гаспаришвили А.Т., Крухмалева О.В., Нарбут Н.П., Савина Н.Е.
Высшее образование в России. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский политехнический университет". Том 30. 2021. С. 120-137
Puzanova Z.V., Simonova M.A., Filippov V.M., Larina T.I.
Высшее образование в России. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский политехнический университет". Том 30. 2021. С. 27-34