Особенности социального, эмоционального и культурного интеллекта и распознавания эмоций у представителей России и стран Азии

В статье представлены результаты эмпирической проверки разработанной авторами модели социально-интеллектуальных особенностей распознавания лицевой экспрессии студентами из России и стран Азии, а также эмоционального, культурного и социального интеллекта личности. Актуальность темы на теоретическом уровне обусловлена необходимостью кросскультурного социально-психологического анализа целостных конструктов, связанных с социальным, культурным и эмоциональным интеллектом личности и распознаванием эмоций. На практическом уровне динамика российско-азиатских отношений, в частности, в рамках студенческой мобильности, объясняет необходимость грамотного социально-психологического сопровождения иностранных студентов в международно-ориентированном вузе, состоящего, прежде всего, в наращивании интеллектуального потенциала и связанных с ним гибких навыков. Авторы подтвердили гипотезу об общих основаниях и специфических особенностях проявления структурных, функциональных и содержательных компонентов, о динамической и процессуальной составляющих предложенной модели интеллектуального проявления личности в особенностях распознавания экспрессии. Гипотеза была эмпирически проверена на студентах РУДН (242 человека) с использованием факторного анализа: исследование подтвердило наличие общего основания для проявления структурных компонентов (социально-личностного и деятельностного) модели, наличие содержательно-регуляторного фактора в содержательном компоненте, реализацию функций антиципации, адаптации и регуляции в функциональном компоненте, проявление рефлексивно-оценочного фактора в содержательном компоненте и проявления динамической и процессуальной составляющих модели. Специфическое содержание модели обусловлено различиями - неодинаковым динамическим разворачиванием каждой группы компонентов (структурных, функциональных, содержательных) вследствие культурно-социальных предписаний и норм, выходящих за рамки собственно психологического анализа и требующих дальнейшего изучения с позиции культурно-интегративных и этно-специфических условий (теоретически также представленных в модели).

The article presents the results of the empirical testing of the authors’ model of the social-intellectual features of facial expressions recognition by the Russian and Asian students, and of the personal emotional, cultural and social intelligence. The importance of the research at the theoretical level is determined by the need for a cross-cultural social-psychological study of holistic constructs related to the personal social, cultural and emotional intelligence and recognition of emotions. At the practical level, the dynamics of Russian-Asian relations, in particular of the student mobility, explains the need for competent social-psychological support of foreign students in the internationally oriented university, which consists mainly of developing the intellectual potential and corresponding flexible skills. The authors empirically confirmed the hypothesis of the common grounds and specific features of the manifestation of structural, functional and substantial, dynamic and procedural components of the proposed model of intellectual personal manifestations in recognition of facial expressions. The hypothesis was empirically tested on the RUDN students (242 respondents) by the factor analysis: the study confirmed the common basis for the manifestation of structural components of the model (social-personal and active), presence of the substantial-regulatory factor in the substantial component, implementation of anticipation, adaptation and regulation in the functional component, reflective-evaluative manifestations in the substantial component, and manifestation of the dynamic and procedural components. Specific features of the model are determined by such differences as the unequal dynamics of each group of components (structural, functional, substantial) due to the cultural-social requirements and norms beyond the psychological domain, which require further research through the cultural-integrative and ethnic-specific conditions (theoretically also represented in the model).

Издательство
Российский университет дружбы народов
Номер выпуска
2
Язык
Русский
Страницы
394-404
Статус
Опубликовано
Том
20
Год
2020
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
социальный интеллект; эмоциональный интеллект; культурный интеллект; кросскультурное исследование; распознавание эмоций; российские студенты; азиатские студенты; social intelligence; emotional intelligence; cultural intelligence; cross-cultural study; recognition of emotions; russian students; ASIAN students
Дата создания
02.11.2020
Дата изменения
26.02.2021
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/67423/
Поделиться

Другие записи

Пузанова Ж.В., Нарбут Н.П., Ларина Т.И., Тертышникова А.Г.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. Российский университет дружбы народов. Том 20. 2020. С. 292-306