Медиапотребление в возрастных когортах: ТВ и Интернет

В статье рассматривается динамика потребления ТВ и Интернет разными возрастными когортами в условиях кардинальных изменений российского медиаландшафта. За последнее десятилетие медиасреда достигла уровня массового использования новейших коммуникационных технологий, основу которых составляют высокоскоростной мобильный Интернет и его разнообразные приложения. Результаты сопоставления исследований 2012 и 2017 годов фиксируют разнонаправленные тренды: прирост среднесуточного времени использования Интернета в средних и отчасти в старших когортах и умеренный рост в молодых группах. Длительность просмотра ТВ является циклическим феноменом - производным от разных этапов жизненного цикла и социализации: потребление ТВ в одних и тех же когортах в пятилетнем интервале имеет тенденцию к снижению. Согласно концепции медиазамещения Интернет отчасти является функциональной альтернативой ТВ - здесь потребности аудитории находят более полное удовлетворение и получают свое развитие на основе новых технологических возможностей. Отдельно в статье рассмотрены особенности медиапотребления цифрового поколения двухтысячных, или миллениалов. Этой группе свойственна внутренняя дифференциация: ее образуют нескольких различающихся возрастных и социально-профессиональных подгрупп, которым присущи серьезные отличия в среднесуточной длительности использования ТВ и Интернета. Все указанные тренды медиапотребления претерпели изменения в период коронавирусного кризиса: изменения в режиме жизнедеятельности людей и принципиально иная информационная повестка дня привели к росту использования медиа, прежде всего ТВ и Интернета. Долгосрочный тренд постепенного уменьшения аудитории российского ТВ сменился на обратный: средняя длительность просмотра ТВ возросла, причем во всех когортах. В условиях кризиса ведущие функции медиа - информационная и рекреативная - оказались еще более востребованными, чем прежде.

The article considers the dynamics of the TV and Internet consumption of different cohorts under the dramatic changes in the Russian media landscape. In the last decade, the media environment has reached the mass scale in the use of the latest communication technologies based on the high-speed mobile Internet and its various apps. The results of the comparison of the studies of 2012 and 2017 indicate multidirectional trends: an increase in the average daily time of the Internet use in the middle-age and partly elder cohorts, and a moderate increase in the younger groups. The duration of TV viewing is a cyclic phenomenon determined by the stages of life cycle and socialization: the TV consumption of the same cohorts tends to decrease in a five-year interval. According to the theory of media substitution, the Internet is partly a functional alternative to TV for it allows the needs of the audience to be more fully satisfied and to develop on the basis of new technological opportunities. The article also considers features of the media consumption of the digital generation (millennials). This group is internally very different: it consists of several age and social-professional subgroups with serious differences in the average daily TV and Internet consumption. All these trends of the media consumption changed under the covid-19 crisis: changes in the mode of life and a fundamentally different information agenda determined an increase in the media use, primarily TV and the Internet. The long-term trend of the gradual decrease of the TV-audience changed: the average TV viewing increased in all cohorts. Under the crisis, the leading functions of the media - information and recreation - are more in demand than before.

Авторы
Назаров М.М.1 , Иванов В.Н. 1, 2 , Кублицкая Е.А.1
Издательство
Российский университет дружбы народов
Номер выпуска
3
Язык
Русский
Страницы
560-571
Статус
Опубликовано
Том
20
Год
2020
Организации
  • 1 Институт социально-политических исследований ФНИСЦ РАН
  • 2 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
возрастные когорты; массовая коммуникация; телевидение; интернет; цифровизация; медиапотребление; цифровое поколение; миллениалы; age cohorts; mass communication; Tv; internet; digitalization; media consumption; digital generation; millennials
Дата создания
02.11.2020
Дата изменения
02.11.2020
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/67424/
Поделиться

Другие записи

Карабущенко Н.Б., Пилишвили Т.С., Чхиквадзе Т.В., Сунгурова Н.Л.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. Российский университет дружбы народов. Том 20. 2020. С. 394-404
Нарбут Н.П., Алешковский И.А., Гаспаришвили А.Т., Крухмалева О.В.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. Российский университет дружбы народов. Том 20. 2020. С. 611-621