Роль стрессогенных условий в проявлении лидерского потенциала

Авторами представлен анализ лидерства как психологического феномена, а также описывается пилотажное исследование. Лидерство как совокупность интеллектуальных способностей, личных качеств, ценностных ориентаций, поведенческих паттернов и функциональных компетенций во многом определяет успешность человека в любой сфере жизнедеятельности. Тем не менее неизвестно, какие условия способствуют проявлению лидерства, а в каких условиях лидерство может остаться не проявленным, хотя оно и есть. В статье представлено исследование, в котором мы сравнили группу спортсменов и группу студентов в трёх ситуациях с нарастающим уровнем стрессового воздействия: отсутствие стресса, средняя выраженность стресса и максимальный уровень стресса. Хотя в начале обе группы показали одинаковую выраженность лидерских качеств, тем не менее далее у спортсменов лидерство проявлялось с возрастающей тенденцией, а у студентов проявление лидерства, наоборот, снижалось. Так, в фазах «нарастания стресса» и «пик проживания стресса» у спортсменов уровень выраженности лидерских способностей выше, чем у студентов. Также в группе спортсменов обнаружено нарастание выраженности проявления лидерских качеств от фазы «отдыха» к фазе «нарастания стресса» и от фазы «нарастания стресса» к фазе «пик проживания стресса». А в группе студентов выявлено наличие обратной тенденции: от фазы «:отдыха» через фазу «нарастания стресса» к фазе «пик проживания стресса» наблюдается снижение эксплицитности качеств и свойств, присущих лидеру. В одинаковых по уровню стрессового воздействия ситуациях проявление лидерского потенциала может как возрастать, так и уменьшаться у разных типов студентов. Таким образом, стрессовое воздействие неоднозначно ведёт к раскрытию лидерского потенциала.

The role of stress conditions in the manifestation of leadership potential

Leadership as a set of intellectual abilities, personal qualities, value orientations, behavioral patterns and functional competencies largely determines the persons’ success in any sphere of life. Nevertheless, it is unknown what conditions contribute to the expression of leadership, and in what conditions leadership can remain unrevealed, although it exists. In our study, we compared a group of athletes and a group of students in three situations with different levels of stress: lack of stress, the average severity of stress and the maximum level of stress. Although at the beginning both groups showed the same expression of leadership qualities, however, further among athletes’ leadership was manifested with an increasing trend, and among students the manifestation of leadership, on the contrary, decreased. Thus, in the phases of "increasing stress" and "peak stress residence" athletes have a higher expression of leadership abilities than students. Also in the group of athletes the expression of leadership qualities increases from the phase of "rest" to the phase of "increasing stress" and from the phase of "increasing stress" to the phase of "peak stress residence". And in the group of students revealed the reverse trend: from the phase of "rest" through the phase of "increasing stress" to the phase of "peak stress residence" there is a decrease in the expression of the qualities and properties inherent in the leader. In the same level of stress situations, the expression of leadership potential can both increase and decrease among different types of students. Thus, stress is leads to uncovering leadership potential ambiguously.

Авторы
Каминская Э.А. 1 , Волк М.И. 1 , Сичкарь Е.В.2
Издательство
Общество с ограниченной ответственностью Издательство Мир науки
Номер выпуска
1
Язык
Русский
Страницы
72
Статус
Опубликовано
Том
7
Год
2019
Организации
  • 1 ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»
  • 2 X5 Retail Group
Ключевые слова
лидерство; лидерский потенциал; психология личности; личностное развитие; стресс; влияние стресса; студенчество; спорт; leadership; leadership potential; psychology of personality; personal development; stress; stress effect; student; sport
Дата создания
20.02.2020
Дата изменения
20.02.2020
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/62377/
Поделиться

Другие записи

Латышев А.В., Талалаев А.А., Фраленко В.П., Хачумов В.М., Хачумов М.В.
Мир науки. Педагогика и психология. Общество с ограниченной ответственностью Издательство Мир науки. Том 7. 2019. 17 с.