УЧЕБНЫЕ ЭКСКУРСИИ КАК ВАРИАНТ ДИАЛОГА КУЛЬТУР В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО(НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ ИЗ ЮЖНОСЛАВЯНСКИХ СТРАН)

Изучение русского языка как иностранного становится условием возникновения диалога культур.Диалог культур, выступая в качестве цели, существенно преобразует процесс обучения, выводя его на новый качественный уровень - уровень иноязычного образования, содержанием которого является иноязычная культура. Результатом иноязычного образования является не только формирование отдельных навыков и умений, но и формирование человека как индивидуальности, формирование второй языковой личности в условиях взаимного влияния российского окружения и национально-культурного опыта участников диалога и воспитание ценных личностных качеств.Большое значение для культурной диалогизации иноязычного образования имеет учебная экскурсия. Ее ценность в том, что она располагает широкими возможностями индивидуализации (в т. ч. учета системы духовных ценностей и этнокультурной специфики учащихся) и тем самым активизации межкультурного взаимодействия.Термин «учебная экскурсия» используется авторами по ряду причин. Во-первых, языковое содержание экскурсий и их тематика соотносятся с учебным планом и являются его частью. Во-вторых, эффективность экскурсии для оптимизации учебного процесса зависит от этапа изучения языкового материала, что доказано как психолингвистами, так и преподавателями-практиками. В-третьих, методическую работу по проведению экскурсии как модели реальной продуктивной деятельности принято разделять на три этапа, каждый из которых подразумевает постановку и решение конкретных методических задач.Составляя план учебных экскурсий, преподаватель следует необходимости обращения к тем или иным объектам российской действительности в связи с содержанием курса, логикой его развития, культурной жизнью России, с учетом этнокультурной специфики учащихся, круга их интересов и культурного потенциала участников диалога. В докладе представлен примерный тематико-календарный план учебных экскурсий в работе со студентами из южнославянских стран, также авторы расскажут об особенностях экскурсионной работы с учащимися-славянами. В статье приводятся примеры взаимосвязи тематики экскурсий и других форм учебного процесса. В результате анализа опорных тем курса прослеживаются параллели в истории России и южнославянских стран.

EDUCATIONAL EXCURSIONS AS A VARIANT OF THE CULTURAL DIALOGUE IN THE LEARNING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE(IN WORK WITH STUDENTS FROM SOUTH SLAVIC COUNTRIES)

The study of Russian as a foreign language becomes a condition for the occurrence of the dialogue of cultures.The dialogue of cultures, acting as a goal, significantly transforms the learning process, bringing it to a new level - the level of foreign language education, the content of which is a foreign culture. The result of foreign language education is the development of individual skills and abilities, but also the formation of personality, the formation of a second linguistic personality in the conditions of the mutual influence of the Russian environment and cultural experience of the participants in the dialogue and education of valuable personal qualities.Great value in the work of foreign language education has an educational excursion. Its value is that it offers wide possibilities of individualization (including the system of moral values, ethnic and cultural specifics of students), and thereby enhances intercultural interaction.The authors used the term “educational excursion” for a number of reasons. First, the linguistic content of excursions and their subjects relate to the curriculum and are a part of it. Second, the efficiency of excursion for optimization of educational process depends on the stage of learning the language material, as proven by both psycholinguists and teachers-practitioners. Third, methodological work on the excursion as models of real productive activities can be divided into three stages, each of which involves the formulation and solution of specific methodological problems.While preparing the plan of the excursions, the teacher follows the need to refer to certain objects of Russian reality in connection with the course content, logic of its development, the cultural life of Russia, taking into account the ethno-cultural specifics of the students, their interests and cultural potential of the participants in the dialogue. The report presents an approximate thematic-calendar plan for educationalexcursions in work with students from South-Slavic countries, and the authors will talk about the peculiarities of excursion work with Slavic students. The article gives examples of the relationship between the subject of excursions and other forms of educational process. As a result of the analysis of the basic themes of the course, parallels are traced in the history of Russia and the South Slavic countries.

Издательство
ООО "МАКС Пресс"
Язык
Русский
Страницы
213-218
Статус
Опубликовано
Год
2018
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
dialogue of cultures; foreign language education; cultural dialogical foreign language education; educational excursion; the value of the educational excursions; the realization of the educational excursions; the educational excursions curriculum; диалог культур; иноязычное образование; культурная диалогизация русскоязычного образования; учебная экскурсия; ценность учебных экскурсий; реализация учебных экскурсий; план учебных экскурсий
Дата создания
07.11.2019
Дата изменения
07.11.2019
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/52941/
Поделиться

Другие записи