Патриотизм как ценность в глобализирующемся мире: национальное и международное "измерения"

В статье патриотизм выступает как одно из наиболее сложных для социологического «измерения» понятий, поскольку у него есть разные интерпретации и индикаторы, имеющие скорее дискурсивную природу, чем объективно детерминированные. Автор приводит результаты общероссийских опросов общественного мнения 2010-х, 2000-х и 1990-х годов, чтобы показать различия в трактовке патриотизма в разные десятилетия через изменение доли респондентов, которые соглашались идентифицировать себя как патриотов. Данный показатель стабилизировался в середине 2000-х годов, в значительной степени благодаря попыткам государства использовать идею патриотизма для легитимации государственных органов управления и формирования российской гражданской солидарности в условиях нарастания темпов глобализации. С 2001 года государство последовательно реализует программы патриотического воспитания, призванные возродить патриотизм как идею личностного духовного наследия и фундамент социальной и политической стабильности общества. Автор рассматривает патриотический настрой российских студентов на основе результатов социологических опросов, проведенных в 2011 и 2016 годы на выборке московского студенчества. Полученные данные позволяют оценить как национальное, так и международное «измерение» патриотизма. Первое измерение конституируется оценками положения страны на международной арене, ее основных проблем и противоречий, объектов национальной гордости, уровня социального доверия и т.д. Международное измерение формируется преимущественно геополитическими опасениями и ожиданиями, поэтому его можно оценить через реконструкцию образов стран-соседей страны.

Patriotism as a value in the globalizing world: national and international ‘measurements'

The article considers patriotism as one of the most difficult social concepts to be ‘measured' for it has different interpretations and ‘dimensions' that are discursive rather than determined by objective factors. First, the author outlines the results of the Russian opinion polls in the 2010s, 2000s and 1990s, which indicate changes in the interpretations of patriotism by the shares of the population willing to identify themselves as patriots. The figures stabilized in the mid2000s, which was also determined by the state's efforts to use the idea of patriotism to support the legitimacy of state bodies and national solidarity under the intensifying globalization. Since 2001, the state implements programs of patriotic education that aim to revive patriotism as an idea of individual spiritual heritage and the basis of social and political stability in the country. The author considers the patriotic mood of the Russian students based on the results of surveys conducted in 2011 and 2016 on the sample of Moscow students. The data present both national and international ‘dimensions' of patriotism. The former is constituted by estimates of one's country position in the world, its key problems and contradictions, objects of pride, level of social trust, etc. The international dimension of the patriotic mood is constituted primarily by geopolitical awareness, i.e. the images of neighboring countries.

Авторы
Редакторы
-
Издательство
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Российский университет дружбы народов (РУДН)
Номер выпуска
2
Язык
Английский
Страницы
216-228
Статус
Опубликовано
Подразделение
-
Ссылка
-
Номер
-
Том
5
Год
2018
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
patriotism; empirical indicators of patriotic mood; national and international 'dimensions'; Russian student youth; survey; патриотизм; эмпирические индикаторы патриотического настроя; национальное и международное "измерения"; российская студенческая молодежь; опрос
Дата создания
07.11.2019
Дата изменения
20.11.2019
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/51386/