Этапы развития человеческого капитала в экономической истории

В условиях цифровизации экономики принципиально новые требования предъявляются к качеству человеческих знаний, к формату их предоставления. Общеизвестно, что в настоящее время знания устаревают быстрее, чем человек имеет возможность их обновить. Такой процесс влечет за собой необходимость развития системы образования и обновления научных знаний. Настоящая статья посвящена вопросу ретроспективного анализа этапов развития человеческих знаний и навыков, которые в совокупности формируют человеческий капитал. Цель работы состоит в определении эволюционных периодов развития человеческого капитала, выделении характерных моментов для каждого этапа. Для достижения заявленной цели авторы рассмотрели значительный объем отечественных и зарубежных источников. Проведенный эволюционный анализ показал, как ускоряется с внедрением механических и, в дальнейшем, автоматизированных средств производства процесс изменения качества знаний, которыми должен обладать человек. Изменениям подвергаются требования к образованию и квалификации людей. Следовательно, изменениям подвергается и сама система образования, которая должна транслировать новейшие знания, повышая качество человеческого капитала в соответствии с запросами времени. Изменение информационного поля актуализирует повестку образования на протяжении всей жизни для каждого индивида. Предполагается, что успешная реализация цели исследования будет способствовать развитию теоретических и прикладных исследований в области развития человеческого капитала, повышения его качественных характеристик. Кроме того, характеристика выделенных этапов развития человеческого капитала будет способствовать определению направлений совершенствования системы образования в соответствии с приоритетами экономики, основанной на знаниях.

STAGES OF HUMAN CAPITAL DEVELOPMENT IN ECONOMIC HISTORY

In conditions of economic digitalization, fundamentally new requirements for human knowledge quality and format of their presentation are imposed. It is generally known that nowadays knowledge becomes obsolete faster than a person is able to update them. This process entails the need to develop the education system and update scientific knowledge. This article is devoted to the question of retrospective analysis of human knowledge and skill development stages, which together form human capital. The purpose of this article is to determine the evolutionary periods of human capital development and to identify the characteristic moments for each stage. To achieve the goal, the authors studied a significant number of domestic and foreign sources. The evolutionary analysis showed how the process of changing the quality of knowledge that a person must possess accelerates with introduction of mechanical and, later, automated means of production. The requirements for the education and qualification of people are subject to change. Therefore, the education system itself is subject to change, which must distribute the latest knowledge, improving the quality of human capital in accordance with current demands. The change in the information field makes relevant the agenda of education throughout life for each individual. It is assumed that the successful implementation of the research objective will contribute to development of theoretical and applied research in the field of human capital development, enhancing its quality characteristics. In addition, the characteristics of the selected stages in human capital development will help to determine the direction of improving the education system in accordance with the priorities of a knowledge-based economy.

Авторы
Овчинникова О.П. 1 , Овчинникова Н.Э.2
Редакторы
-
Издательство
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Пермский национальный исследовательский политехнический университет"
Номер выпуска
3
Язык
Русский
Страницы
338-349
Статус
Опубликовано
Подразделение
-
Ссылка
-
Номер
-
Том
-
Год
2018
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов
  • 2 Московская школа управления СКОЛКОВО
Ключевые слова
человеческий капитал; этапы развития; образование; экономическая история; развитие системы образования; human capital; stages of development; education; economic history; education system development
Дата создания
07.11.2019
Дата изменения
07.11.2019
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/51220/