В статье отмечается, что тьютор способен оказать влияние на раскрытие исследовательского потенциала подростков с учетом их специфики, обусловленной возрастом, психотипом, характером и иными факторами. При этом подчеркивается, что развитие соответствующих умений и навыков предполагает заинтересованность всех участников учебно-воспитательного процесса (как учителя, так и его подопечных), а для выстраивания тьюторского сопровождения данного процесса этой проблемой следует заниматься как в теории, так и на практике. Приведенный в работе список прогнозируемых результатов позволяет сделать вывод, что на данном этапе исследовательская деятельность учащихся 5-х - 9-х классов представляет собой один из основных векторов их подготовки к обучению в старшей школе и вузе и к осознанному выбору профессии, а навыки и умения исследовательского характера согласуются с уровнем успеваемости по всем предметам школьной программы. Автор останавливается на позиции, в соответствии с которой познавательная потребность является катализатором познавательной деятельности, важнейшим средством повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. При этом сам процесс усвоения новой информации позиционируется как значимый фактор, способствующий: 1) удовлетворению актуальных познавательных потребностей; 2) развитию данных потребностей.
The article notes that the tutor is able to influence the disclosure of the adolescents’ research potential, taking into account their specifics determined by age, psychotype, character and other factors. At the same time, it is emphasized that the development of appropriate skills implies all participants’ (the teacher’s and his/her students’) interest in the educational process. It is also noted that in order to develop tutoring support for the process, this problem should be given attention in both theory and practice. The list of projected results presented in the paper allows us to conclude that at this stage the research activity of students in the 5th - 9th grades is one of the main vectors of their preparation for teaching in high school and university and a conscious choice of a profession. Besides, research skills and abilities, are regarded as consistent with the success level in all subjects included in the school curriculum. The author adheres to the position according to which the cognitive need is the catalyst of cognitive activity, the most important means of increasing the educational process effectiveness. At the same time, the process of assimilation of new information is positioned as a significant factor, which contributes to: 1) satisfaction of topical ascending needs; 2) development of these needs.