Развитие толерантности у учащихся старшей школы в условиях российского инклюзивного образования

Рассматривается вопрос о развитии толерантности у учащихся старшей школы в контексте отечественного инклюзивного образования. Особое внимание уделяется созданию толерантных отношений между одноклассниками. Актуальность выбранной темы обусловлена реализацией Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», предусматривающего использование инклюзивных («включающих») методов и технологий в процессе обучения и воспитания. Представлены и проанализированы способы развития толерантности, приведённые в шести диссертациях на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. Работы посвящены развитию различных видов толерантности: общей, этнокультурной, коммуникативной, гендерной. Подчеркивается, что ни в одной диссертации не изучается отношение к юношам и девушкам с ограниченными возможностями здоровья, что представляется авторам неправильным в контексте отечественного инклюзивного образования. Также отмечается, что большинство исследователей предлагают развивать терпимость учащихся с помощью проблемных дискуссий. Авторы статьи убеждены, что закладывание основ толерантности (её формирование ) должно происходить не в старшей и даже не в основной, а в начальной школе. В 10-11-х классах следует продолжать заниматься развитием данного качества. Новизна исследования заключается в критике современного подхода, подчёркивающего, прежде всего, относительное достоинство школьника - его природные задатки и достигнутые результаты. Предлагается уделять больше внимания абсолютному достоинству любого ребёнка - способности быть, мыслить и чувствовать.

Tolerance Development in Senior Schoolchildren in Context of Russian Inclusive Education

The development of tolerance among senior schoolchildren in the context of national inclusive education is covered. Special attention is paid to the creation of tolerant relations between classmates. The relevance of the chosen topic is determined by the implementation of the Federal law "On education in Russian Federation," providing the use of inclusive techniques and technologies in learning and education. The ways of development of tolerance cited in six dissertations on candidacy for a scientific degree of PhD in education are presented and analyzed. The works are devoted to the development of different types of tolerance: general, ethno-cultural, communicational, gender. It is emphasized that none of the thesis examined the relation to youth with disabilities that appears to the authors to be incorrect in the context of national inclusive education. It is also noted that the majority of researchers propose to develop the tolerance of students using problem discussions. The authors are convinced that the foundation of tolerance (its formation) must not occur in senior and even primary, but in the elementary school. In 10-11th classes one should continue to develop this quality. The research novelty lies in the criticism of the modern approach, emphasizing primarily the relative dignity of the child - his/her natural inclinations and the results achieved. It is proposed to pay more attention to the absolute dignity of every child - the ability to be, to think and feel.

Издательство
Общество с ограниченной ответственностью "Центр научных и образовательных проектов"
Номер выпуска
4
Язык
Русский
Страницы
257-272
Статус
Опубликовано
Год
2017
Организации
  • 1 Peoples Friendship Univ Russia, Inst Foreign Languages, Dept Theory & Practice Foreign Languages, Moscow, Russia
  • 2 Peoples Friendship Univ Russia, Inst Foreign Languages, Moscow, Russia
  • 3 Peoples Friendship Univ Russia, Inst Foreign Languages, Dept Social Educ, Moscow, Russia
Ключевые слова
tolerance; inclusive education; primary school students; early youth; absolute and relative dignity; толерантность; терпимость; инклюзивное образование; учащиеся основной школы; ранняя юность; абсолютное и относительное достоинство
Цитировать
Поделиться

Другие записи

Хитрюк В.В., Сергеева М.Г., Соколова Н.Л.
Научный диалог. Общество с ограниченной ответственностью "Центр научных и образовательных проектов". 2017. С. 270-286