МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ

В статье осуществлен анализ психологических теорий мотивации и ценностей личности. Раскрыто значение ценностно-смысловой и мотивационной сфер для формирования будущего инженера. На основе эмпирического исследования было выявлено три фактора. Фактор «Прагматизм» включает: стремление человека к достижению материальных благ, достижение социального статуса и желание доминировать. Фактор «Заинтересованность» раскрывается через активную позицию личности, через ее познавательный и творческий потенциал. «Универсализм» и «доброта» важные составляющие данного фактора. Цель: не только познание и последующие исследования неизученного, но и желание сберечь природу и культурные ценности для будущих поколений, повысить качество человеческой жизни. Фактор «Дезадаптивность» свидетельствует об эмоциональной нестабильности и пониженном уровне эмоционально интеллекта. Субъект избегает решения сложных жизненных проблем. Таким образом, эмпирическим путем доказано, что ценности познания, гедонизма, доброты преобладают у студентов-инженеров. А слабая адаптационная способность связана с мотивами избегания трудностей и эмоциональной ригидностью. Психологическим службам технических вузов особое внимание следует уделить развитию у студентов навыков конструктивного преодоления сложных ситуаций и эмоционального интеллекта, особенно в аспекте понимания и принятия как своих, так и эмоций и другого человека.

The article analyzes the psychological theories of motivation and personality values. The importance of value-semantic and motivational spheres for the formation of a future engineer is revealed. Based on empirical research, three factors have been identified. The "pragmatism" factor includes: a person's desire to achieve material benefits, achieve social status and desire to dominate. The factor of "Interest" is revealed through the active position of the personality, through its cognitive and creative potential. "Universalism" and "kindness" are important components of this factor. The goal: not only the knowledge and subsequent research of the unexplored, but also the desire to preserve nature and cultural values for future generations, to improve the quality of human life. The factor "Maladaptivity" indicates emotional instability and a reduced level of emotional intelligence. The subject avoids solving difficult life problems. Thus, it has been empirically proven that the values of cognition, hedonism, and kindness prevail among engineering students. A weak adaptive ability is associated with motives for avoiding difficulties and emotional rigidity. Psychological services of technical universities should pay special attention to the development of students' skills in constructive overcoming difficult situations and emotional intelligence, especially in terms of understanding and accepting both their own and another person's emotions.

Авторы
Издательство
Общество с ограниченной ответственностью Объединенная редакция
Номер выпуска
6
Язык
Русский
Страницы
52-58
Статус
Опубликовано
Год
2024
Организации
  • 1 Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
  • 2 Университет мировых цивилизаций
Ключевые слова
motives; values; needs; engineers; professionalism; students; expression; stress behavior strategies; emotional intelligence; мотивы; ценности; потребности; инженеры; профессионализм; студенты; экспрессия; стратегии поведения в стрессе; эмоциональный интеллект
Цитировать
Поделиться

Другие записи

Федосеев А.И., Пономарева Л.А., Заболотникова В.С., Комаров В.М., Ромашкова О.Н.
Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Естественные и технические науки. Общество с ограниченной ответственностью Научные технологии. 2024. С. 78-86