Интерактивный гид как средство организации обучения в рамках урока - экскурсии (на примере урока - экскурсии по теме «масленичные традиции»)

Настоящая статья посвящена вопросам использования ИКТ как средства организации обучения (на примере урока-экскурсии) в группах иностранных студентов, изучающих русский язык на уровне В1. Объектом исследования является процесс внедрения ИКТ в поле иноязычного образования. Предметом исследования стало изменение содержания методики преподавания РКИ путем внедрения ИКТ в процесс обучения. Задачи исследования: выявление методического потенциала ИКТ как средства организации обучения в группах иностранных студентов, разработка системы упражнений в рамках проведения интерактивной экскурсии по теме «Масленичные традиции» для иностранных студентов, создание рабочих листов и внедрение интерактивного гида по теме «Масленичные традиции» в процесс опытного обучения в группах иностранных студентов нефилологического профиля на уровне В1 Российского университета дружбы народов им. Патриса Лумумбы. Методами исследования явилось изучение и ретроспективный анализ научно-методической литературы по актуальным вопросам использования ИКТ в методике преподавания РКИ, а также современных разработок уроков-экскурсий. Для доказательства эффективности созданного интерактивного гида было проведено опытное обучение на кафедре русского языка №5 ИРЯ РУДН, а также проведен анализ результатов. Научная новизна исследования заключается в описании использования инструментов ИКТ для создания интерактивного гида в рамках урока-экскурсии по теме «Масленичные традиции», направленного на формирование коммуникативной, языковой и социокультурной компетенций иностранных студентов нефилологического профиля, изучающих русский язык на уровне В1. Отметим, что научая новизна исследования обусловлена недостаточным использованием средств ИКТ как основных компонентов создания и проведения урока-экскурсии. В результате исследования выявлен методический потенциал использования интерактивного гида в рамках урока-экскурсии, указаны выводы опытного обучения, подтверждающие эффективность внедрения интерактивного гида в методику преподавания РКИ. Доказано, что использование интерактивного гида повышает эффективность формирования коммуникативной, языковой и социокультурной компетенций иностранных студентов, изучающих русский язык и культуру России. Вывод по результатам исследования: активное внедрение ИКТ, а именно, разработок в области создания интерактивного гида как средства организации обучения в рамках урока-экскурсии, способствует успешному и комплексному освоению русского языка иностранными студентами.

This article is devoted to the use of ICT as a means of organizing learning (using the example of a lesson tour) in groups of foreign students studying Russian at the B1 level. The scientific novelty of the research lies in the creation and introduction into the educational process of an interactive guide on the topic "Maslenitsa traditions", aimed at the formation of communicative, linguistic and socio-cultural competencies of foreign students. The object of the study is the process of introducing ICT in the field of foreign language education. The subject of the study: changing the content of the teaching methodology of RCT by introducing ICT into the learning process. Research objectives: to identify the methodological potential of ICT as a means of organizing training in groups of foreign students, to develop a system of exercises within the framework of an interactive excursion on the topic "Maslenitsa traditions" for foreign students, to create worksheets and introduce an interactive guide on the topic "Maslenitsa traditions" into the process of experiential learning in groups of foreign students of non-philological profile at the B1 level Peoples' Friendship University of Russia named after Patrice Lumumba. The methods and materials correspond to the specified research objectives. The analysis of scientific and methodological literature on topical issues of the use of ICT in the teaching methodology of RCT was carried out. To prove the effectiveness of the created interactive guide, experimental training was conducted at the Department of Russian Language No. 5 of the IRA RUDN, as well as an analysis of the results. The scientific novelty of the research lies in the creation and introduction into the educational process of an interactive guide on the topic "Maslenitsa traditions", aimed at the formation of communicative, linguistic and socio-cultural competencies of foreign students. As a result of the study, the methodological potential of using an interactive guide within the framework of a lesson - excursion was revealed, the conclusions of experimental training were indicated, confirming the effectiveness of introducing the chosen learning tool into the RCT learning process. It is proved that the use of an interactive guide increases the effectiveness of the formation of communicative, linguistic and socio-cultural competencies of foreign students studying the Russian language and culture of Russia. The conclusion of the study is that the active introduction of ICT, namely, developments in the field of creating an interactive guide as a means of organizing learning within the framework of a lesson tour contributes to the successful and comprehensive development of the Russian language by foreign students.

Издательство
Общество с ограниченной ответственностью НБ-Медиа
Номер выпуска
4
Язык
Русский
Страницы
191-212
Статус
Опубликовано
Год
2024
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы
Ключевые слова
russian as a foreign language; russian culture; lesson-excursion; modern technologies; interactive guide; information and communication technologies; language competence; communicative competence; sociocultural competence; interactivity; рки; культура России; урок-экскурсия; современные технологии; интерактивный гид; икт; языковая компетенция; коммуникативная компетенция; социокультурная компетенция; интерактивность
Цитировать
Поделиться

Другие записи

А.М. Атепилева, Д.А. Сагинова, Д.В. Римашевский, С.С. Балгазаров, Ж.К. Рамазанов, Г.К. Каукабаева, Ж.С. Ахметкаримова
Наука и здравоохранение. Медицинский университет Семей. 2024. С. 121-134