Освоение территорий Крайнего Севера в настоящее время является одной из приоритетных задач внутренней политики нашего государства. Мобильноеи адаптивное жилище, быстро собираемое и возводимое из модульных конструкций может использоваться как в производственных поселках для проживания, так и в туристических целях. Туризм в арктических зонах Крайнего Севера становится быстроразвивающимся сегментом рынка. Поэтому нуждается в комфортных и удобных отелях-кемпингах, используемых в условиях низких температур. Разработка мобильной модульной системы опирается на проведенное исследование, в результате которого были выявлены принципы, влияющие на проектирование модульных жилых единиц в труднодоступныхрегионах Крайнего Севера. Опыт работ, раскрывающий проблемыосвоения Крайнего Севера, использовался для решения вопросов логистики, обеспечения энергоэффективности и урегулирования экологических аспектов строительства. Транспортировка и сборка модульных блоков - одна из важнейших задач, стоящая перед проектировщиком, в качестве основного средства доставки модульной единицы рассматриваются достоинства и недостатки контейнерных перевозок. Акцентируется, что сборка и установка модуля производится без привлечения крупной строительной техники, данный показатель позволяет использовать модульные системы в труднодоступной местности. На основе полученных данных разработана экспериментальная ячейка модульной системы с вариантами ее использования. В статье описываются методы транспортировки и сборки, а также конструктивные особенности предложенной модели. Особое внимание уделено автономности модуля и экологическим аспектам строительства и эксплуатации. Для проектирования конструктивных элементов и пирогов ограждающих конструкций использовались реализованные аналоги и данные расчетов компьютерных программ
The development ofthe territories of the Far North is currently one of the priority tasks of the domestic policy of our country. Mobile and adaptive housing,quickly assembled and erected from modular structures can be used both in industrial settlements and for tourism purposes. Tourism in the Arctic zones of the Far North is becominga rapidly developing market segment. Therefore, it needs comfortable and convenient hotels-campingssuitable for low temperatures. The development of a mobile modular system is based on the research conducted, which revealed the principlesthat affect the design of modular residential units in hardtoreach regions of the Far North. The experience of work, revealing the problems of developing the Far North, was usedto solve logistics issues, ensure energy efficiency and regulate environmental aspects of construction. Transportation and assembly of modular units is one of the most important tasks facing the designer; the advantagesand disadvantages of container transportation are considered as the main means of delivery of a modular unit. It is emphasized that the assembly and installation of the module is carried out without the involvement of large construction equipment, this indicator allows the use of modular systems inhardtoreach areas. Based on the data obtained, an experimental cell of the modular system with options for its use was developed. The article describes the methods of transportation and assembly, as well as the designfeatures of the proposed model. Particular attention is paid to the autonomy ofthe module and the environmental aspectof construction andoperation. Implemented analogs and computer program calculation data were used to design structuralelements and enclosing structure pies