"Альтернативная моральная политика": система "Тянься" и ее развитие

Введение. Анализируется китайская концепция Тянься как теория политической философии на основе основных мыслей двух главных представителей-философов - Чжао Тинян (Zhao Tingyang) и Сюй Цзилинь (Xu Jilin). В качестве представителей «жестких» и «мягких» тяньсяистов Чжао и Сюй предлагают отличающиеся друг от друга решения существующих проблем, развивая древнее понятие. Цель. Представление и анализ концепция Тянься в качестве философской доктрины с фокусом на ее логическом строе и понятийной системе. Методы. Был применён герменевтический метод для рассмотрения философских концептов изучаемого философа и критики его теории. Научная новизна исследования. Изучаемая тема имеет тесную связь с современными реалиями, особенно в контексте того, что в российской науке современная китайская философия обсуждается достаточно редко. В процессе написания статьи использованы новейшие научные работы исследователей, что позволило получить более широкое представление с ориентиром на разные научные традиции. Результаты. Проанализированы основные предположения двух философов. На основе анализа мы пришли к выводу о том, что система Тянься как переосмысление старой китайской концепции на фоне глобализации содержит немало неясностей и противоречий, которые требуют дальнейшей разработки. Как предлагает Чжао, его система Тянься как «политическая эпистемология» с миром как опорной политической единицей стремится к разрешению конфликтов путем политики «превращения врагов в друзей». Он утверждает, что «настоящая политика» должна не приводить к конфликтам и борьбе, а решать существующие проблемы, поэтому политическая теория необходима для создания порядка стабильности и сосуществования. Культуролог Сюй, в свою очередь, видит главную задачу в модернизации теории Тянься - устранении центризма и иерархичности старой системы Тянься и представляет свою версию под названием «нео-тяньсяизм». Он полагает, что данный современный вариант Тянься представляет собой некие универсальные и сверхнациональные ценности, на основе которых все участвующие стороны системы могут развивать взаимовыгодные дружественные отношения и добиваться стабильности. На основании герменевтического и компаративного анализа мы выявили, что основным положениям тяньсяизма, заключающимся в инклюзивности, вненациональности, равенстве и «дружбе», противоречат предположения и элементы из традиционного понимания Тянься, такие как ведущая роль самого Китая в создании этого порядка, универсальность китайских традиционных (которые, по сути, национальные) ценностей и «неправильность» западных политических теорий. Выявлены терминологические и понятийные неопределенности, которые могут характеризоваться как «внутренние конфликты » системы.

Introduction. The Chinese concept of Tianxia as a theory of political philosophy is analyzed on the basis of the main thoughts of two main representatives- philosophers -Zhao Tingyang and Xu Jiulin. As representatives of “hard” and “soft” Tianxiaists, Zhao and Xu offer different solutions to existing problems, developing an ancient concept. The purpose of the study is to present and analyze the concept of Tianxia as a philosophical doctrine with a focus on its logical structure and conceptual system. Methods. The hermeneutic method was used to examine the philosophical concepts of the philosopher being studied and criticize his theory. Scientific novelty of the research. The topic under study shows a close connection with modern realities, especially in the context of the fact that modern Chinese philosophy is discussed quite rarely in Russian science. When writing the article, the latest scientific works of researchers were used, which made it possible to obtain a broader view with a focus on different scientific traditions. Results. The main assumptions of the two philosophers are analyzed. Based on the analysis, we came to the conclusion that the Tianxia system, as a rethinking of the old Chinese concept against the backdrop of globalization, contains many ambiguities and contradictions that require further development. As Zhao suggests, his Tianxia system as a “political epistemology” with peace as the supporting political unit strives to resolve conflicts through a policy of “turning enemies into friends.” As he believes, “real politics” should not lead to conflicts and struggle, but solve existing problems; therefore political theory is needed precisely to create an order of stability and coexistence. Culturologist Xu, in turn, sees the main task in modernizing the Tianxia theory -eliminating the centrism and hierarchy of the old Tianxia system and presents his version called “neo-Tianxiaism.” He believes that this modern version of Tianxia represents certain universal and supranational values, on the basis of which all participating parties in the system can develop mutually beneficial friendly relations and achieve stability. Based on hermeneutic and comparative analysis, we found that the main tenets of Tianxiaism, consisting of inclusiveness, non-nationality, equality and “friendship,” are contradicted by assumptions and elements from the traditional understanding of Tianxia, such as the leading role of China itself in creating this order, the universality of Chinese traditional (which are, in fact, national) values and the “wrongness” of Western political theories. The author identifies terminological and conceptual uncertainties, which can be characterized as “internal conflicts” of the system.

Авторы
Издательство
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации"
Номер выпуска
2
Язык
Русский
Страницы
21-33
Статус
Опубликовано
Год
2024
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
political philosophy; chinese philosophy; cosmopolitanism; confucianism; morality; policy; modE; tianxia; neo-Tianxiaism; политическая философия; китайская философия; космополитизм; конфуцианство; мораль; политика; режим; Тянься; нео-тяньсяизм
Цитировать
Поделиться

Другие записи

Нижников С.А., Шафиков Р.А.
Социум и власть. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации". 2024. С. 76-90