Предметом исследования является юмор как синтетический фактор саморегуляции Личности в отношении связности желаемого-идеального и действительного-реального. В условиях преодоления раздвоения культуры на постнеклассическую науку и на постмодерн искусства означает окультуривание человека самоорганизацией самосознания. Юмор рассматривается как онтогенетически обусловленная символическая форма столкновения образов научно-реальной и художественно-идеальной действительности. Саморегуляции необходима лестница восхождения по самоорганизации трансформации к ноосферной сложности. Модель опирается на генезис прорывов бытийного юмора онтоса к смыслопределяющему гнозису и на предельное знание РОД’а о культурогенезе. При этом юмор должен послужить «лесами» мышления-сознания для субъектной объективации системной культуры. Тысячелетия - необходимая временная амплитуда дискурса исследуемого, иначе не обнаружить путь успешного инспектирования филогенеза онтогенезом. Статья представляет перспективный анализ юмора. В ретроспективе исследуются культурные метаморфозы в достижениях Аристотеля и Платона, Квинтилиана и Цицерона, Фомы Аквинского, Томаса Гоббса, Иммануила Канта, Артура Шопенгауэра, Чарлза Дарвина, Рудольфа Штейнера, Зигмунда Фрейда, Михаила Бахтина и результаты современников Ю.Б. Борева, И.С. Домбровской, И.В. Казаковой, О.А. Конопкина. Историография и настоящее богаты разнообразием фактуры концепта юмор. Однако тема малоизучена как составляющая культурогенеза для творческого Z-поколения на полигоне опыта самосознания в интеллигибельной интернет вселенной. Выявляем в символической форме юмора общезначимые признаки для предвосхищения путей глубокой трансформации Личности на феноменологии трансдисциплинарности. В первую очередь, ценность юмора в «триумфе чисто человеческого» в обеспечении целеполаганий для преодоления мифологии: в рациональном умозрении мифа о «конце науки», свершаемой профи гегемоном метафизической дегуманизации; в художественном воображении разрушительного мифа о трагизме субъекта бессмысленной страсти при нерациональном толковании жизни как «конца культуры». В динамике ноосферы, в цивилизации созидания субъектной объективации самоорганизация Личности является прямой задачей системно-информационной культуры.
The subject of the study is humor as a synthetic factor of self-regulation of personality in relation to the coherence of the desired-ideal and actual-real, in the context of bifurcation culture into post-non-classical science and postmodern art. Humor is considered as an ontogenetically inherent symbolic form, manifested in the collision of images of scientifically real and artistically ideal reality. Self-regulation needs a ladder for self-organization of transformation to noospheric complexity. The model is based on the genesis of the breakthroughs of Ontos's existential humor to the meaning-defining gnosis and on genus ultimate knowledge of cultural genesis. Humor also should serve as the "forests" of thought-consciousness for the subjective objectification of systemic culture. Millennia is the necessary time amplitude where it is possible to inspect phylogeny by ontogenesis. The article presents retrospective examines cultural metamorphoses in the achievements of Aristotle and Plato, Quintilian and Cicero, Thomas Hobbes, Immanuel Kant, Arthur Schopenhauer, Charles Darwin, Sigmund Freud, Mikhail Bakhtin and the results of contemporaries Yu.B. Borev, I.S. Dombrovskaya, I.V. Kazakova, O.A. Konopkin. Historiography and present are rich in a variety of textures of the concept of humor. However, the topic is poorly understood as a component of cultural genesis for the creative Z-generation at the site of self-awareness experience in the intelligent universe of the Internet. We identify generally significant signs in the symbolic form of humor to anticipate the ways of deep transformation of Personality based on transdisciplinarity phenomenology. The value of humor lies in the "triumph of the purely human" targeted to overcome mythology and in the rational speculation of the myth of the "end of science" and the artistic imagination of senseless passionhe tragedy in irrational interpretation of life as the "end of culture".