Антропологическая традиция: византийское православие и ислам

В статье рассматривается становление религиозно-антропологических традиций в рамках византийского христианства и средневековой арабо-мусульманской философии. Представлены взгляды греко-византийского богослова и мыслителя Максима Исповедника (580-662) на человека в контексте теологической разработки Отцами церкви основного христианского догмата о Боговоплощении Иисуса Христа. В плане философской компаративистики сопоставляются антропологические концепции преподобного Максима и самого яркого представителя ислама, создателя суфийской философско-теологической системы эпохи Средневековья Абу Хамида ал-Газали (1058-1111). Показаны как общие черты теологии и философии этих мыслителей, так и различия в их антропологических доктринах. Одной из точек пересечения является философская идея совершенного человека , которую формировали греко-византийские Отцы церкви и ал-Газали и на основе которой они выстраивали более широкое философско-теологическое понимание человека в его связи с Творцом. Авторы показывают, каким образом идея совершенства человека реализовалась в соотношении «Бог - человек - мир» в онтологическом и гносеологическом планах с точек зрения восточной патристики и суфизма. Показана полнота и целостность духовно-телесного человека в ортодоксальной доктрине византийского христианства. Учение о человеке ал-Газали обосновано как концептуальное осмысление места человека в системе созданного Богом мира как халифа - наместника Бога на земле.

The article examines the formation of religious-anthropological traditions formed within the framework of Byzantine Christianity and medieval Arab-Muslim philosophy. The views of the Greek-Byzantine theologian and thinker Maximus the Confessor (580-662) regarding man in the Church Fathers’ theological development of the main Christian dogma of the Divine Incarnation of Jesus Christ are presented. In terms of philosophical comparativism, the anthropological concepts of St. Maximus and the most outstanding representative of Islam, the founder of the Sufi philosophical-theological system of the Middle Ages, Abu Hamid al-Ghazali (1058-1111) are compared. Both the common features of the theology and philosophy of these thinkers and the differences in their anthropological doctrines are demonstrated. One point of intersection is the philosophical idea of the perfect man, which was formed by the Greek-Byzantine Church Fathers and al-Ghazali and based on which they created a broader philosophical-theological understanding of man in his relationship to the Creator. The authors indicate how the idea of human perfection was realized in the relation God-man-world ontologically and epistemologically from the perspectives of Eastern Patristics and Sufism. The integrity of the spiritual-bodily man in the orthodox doctrine of Byzantine Christianity is shown. Al-Ghazali’s doctrine of man is substantiated as a conceptual comprehension of man’s place as a caliph - the deputy of God on earth - in the world’s system created by the deity.

Издательство
Izdatel'stvo Nauka
Номер выпуска
6
Язык
Русский
Страницы
164-175
Статус
Опубликовано
Год
2023
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
christianity; islam; Byzantine patristics; sufism; incarnation of god; Eastern Church Fathers; al-Ghazali; fanā'; similarity law; mulk; jabarut; malakut; mirror and reflectiveness; христианство; ислам; суфизм; византийская патристика; Максим Исповедник; ал-Газали; боговоплощение; фана'; мулк; джабарут; малакут; зеркало
Дата создания
28.12.2023
Дата изменения
28.12.2023
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/102362/
Поделиться

Другие записи

Данюкова М.Н., Круглова Н.Т., Тихомирова В.А.
Вестник Алтайской академии экономики и права. Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования "Алтайская академия экономики и права". 2023. С. 68-76