Обновленческий проект Мухаммада Икбала "Реконструкция религиозной мысли в исламе" в свете типологии цивилизационно-специфичных рациональностей Евразии

В статье рассматриваются некоторые важные и глубинные понятийные предпосылки мышления, применённые Мухаммадом Икбалом (1877-1938) в его эскизном проекте обновления ислама. Анализ осуществлен на основе типологии цивилизационно-специфичных рациональностей Евразии. Основным первоисточником стала работа М. Икбала «Реконструкция религиозной мысли в исламе» (1938) в русском переводе М.Т. Степанянц. Объясняется различие онтологических схем, схватывающих коммуникацию в западной и афразийской цивилизациях. Различены классический рациональный и герменевтический подходы. Последний из названных признан возникшим в афразийской цивилизации и заимствованным из нее в западную, что в истории культуры впервые было осуществлено апостолом Павлом, предложившим различение «духа» и «буквы» Писания. Это точно соответствует афразийской паре категорий «скрытого» и «явного». Использование Икбалом понятия «Я» вместо ожидаемой европейским интеллектуалом «личности» объяснено первостепенной важностью действия, но не внутреннего мира индивидуума для исламской культуры.

The article discusses some important and profound conceptual prerequisites of thinking applied by Muhammad Iqbal (1877-1938) in his draft project of Islam renewal. The analysis is carried out based on a typology of civilization-specific rationalities of Eurasia. The main primary source was the work of M. Iqbal “The Reconstruction of Religious Thought in Islam” (1938) translated into Russian by Marietta Stepanyants. The difference between ontological schemes of communication in the Western and Afrasian civilizations is explained. The classical rational and hermeneutical approaches are distinguished. The latter is considered to have originated in the Afrasian civilization and borrowed from it into the Western civilization. In cultural history this was first carried out by the Apostle Paul, who proposed a distinction between the “spirit” and the “letter” of Scripture. This corresponds exactly to the Afrasian pair of the categories of “hidden” and “manifest”. Iqbal’s use of the concept of “self” instead of the “personality” as expected by any European intellectual is explained by the paramount importance of actions, but not of the inner world of an individual in Islamic culture.

Издательство
Общество с ограниченной ответственностью Издательский дом ХОРС
Номер выпуска
4
Язык
Русский
Страницы
41-48
Статус
Опубликовано
Год
2023
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
islam; political philosophy; Iqbal; islamic culture; religion; Stepanyants; typology of civilization-specific rationalities of Eurasia; Paribok; ontology of communication; ислам; политическая философия; Икбал; исламская культура; религия; Степанянц; теория цивилизационно-специфичных рациональностей Евразии; Парибок; онтология коммуникации
Дата создания
28.12.2023
Дата изменения
28.12.2023
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/101754/
Поделиться

Другие записи

Никитченко Д.В., Никитченко В.Е., Кондрашкина К.М., Рысцова Е.О., Плющиков В.Г., Сноз Г.В., Родионов В.Д.
Птица и птицепродукты. Коммерческо-маркетинговый центр Государственного учреждения Всероссийский научно-исследовательский институт птицеперерабатывающей промышленности. 2023. С. 38-42