Апофатическое в русской культуре: постановка вопроса. От фольклора к литературе

В статье поднимается сложная философская проблема - рассматривается апофатическая составляющая русской культуры. Уделяется большое внимание языковым явлениям, лексическим единицам, несущим отрицательную семантику (невыразимый, несказанный, неведомый и т. д.), а также фольклорным образам, связанным с эстетикой невыразимого и иномирной действительностью. В русской литературе эстетику невыразимого открыл В.А. Жуковский. В статьях литературоведов и философов последних десяти лет отечественной гуманитаристки понятия «апофатика», «апофатический» употребляются достаточно широко, ученые выходят за рамки богословской сферы. С апофатикой в литературе связывают все необъяснимое, невыразимое с точки зрения доступных средств языка. Особенно апофатичны поэтические тексты, потому что поэзия метафорична, а за метафорой кроется миф. Это приводит исследователя к вопросам взаимоотношений литературы и мифа, к диалектической триаде «миф - фольклор - литература». В русском национальном образе мира апофатическая традиция сопряжена не только с возможным отрицанием определений божественной сущности, но и с фольклорным архаическим мировоззрением, с поисками «иного царства», мортальной составляющей культуры. Танатос также трудно объяснить, как и другие формы Абсолюта (Красоту, Эрос), с которыми связывают апофатический эффект в поэтике В.А. Жуковского, Ф.И. Тютчева, М.И. Цветаевой.

The article deals with the apophatic component of Russian culture as a complex philosophical problem. Special attention is paid to linguistic phenomena, lexical units bearing negative semantics (inexpressible, unspeakable, unknown, etc.), as well as folklore images associated with the aesthetics of the inexpressible and foreign reality. In Russian literature, the aesthetics of the inexpressible was discovered by V.A. Zhukovsky. The concepts "apophatics" and "apophatic" have been widely used in the articles of literary scholars and philosophers for the last ten years, the scholars going beyond the theological sphere. Apophatics in literature is associated with the unexplained, the inexpressible in terms of the available language means. Poetic texts are especially apophatic because poetry is metaphorical, and there lies a myth behind a metaphor. This leads to studying the relationship between literature and myths, the dialectical triad “myth - folklore - literature”. The apophatic tradition in the Russian national image of the world is associated not only with the possible denial of the definitions of the divine essence, but also with the folkloric archaic worldview, with the search for the “other kingdom”, the mortal component of culture. Thanatos is also difficult to explain, like other forms of the Absolute (Beauty, Eros), with which the apophatic effect is associated in poetics by V.A. Zhukovsky, F.I. Tyutchev, M.I. Tsvetaeva.

Publisher
Общество с ограниченной ответственностью Аналитика Родис
Number of issue
2-1
Language
Russian
Pages
53-59
Status
Published
Volume
10
Year
2020
Organizations
  • 1 Российский университет дружбы народов
Keywords
русская культура; апофатическая традиция; невыразимое; русская литература; поэтика; фольклор; миф; russian culture; apophatic tradition; inexpressible; RUSSIAN literature; poetics; folklore; myth
Date of creation
02.11.2020
Date of change
02.11.2020
Short link
https://repository.rudn.ru/en/records/article/record/68726/
Share

Other records