ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ РОССИЙСКИХ И КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ

В данной статье приведены результаты исследования, нацеленного на выявление особенностей эмоционального интеллекта и субъективного благополучия российских и китайских студентов. Актуальность темы исследования заключается, во-первых, в фундаментальной задаче психологии, изучении характера стремления человека к достижению внутренней гармонии и эффективному взаимодействию в социуме, что приобретает еще большую значимость в современном мультикультурном мире. Во-вторых, - в прикладной задаче психологической науки, которая обусловлена высокой динамикой российско-китайских отношений, в частности, - студенческой мобильностью, что влечет за собой необходимость в грамотном психологическом сопровождении иностранных студентов в вузах. Авторами теоретически обоснована и эмпирически подтверждена гипотеза о том, что показатели эмоционального интеллекта и субъективного благополучия российских и китайских студентов различаются. Эмпирическая проверка гипотезы проведена на российских и китайских студентках Российского университета дружбы народов. В проведённом исследовании были использованы методы: а) психодиагностической оценки эмоционального интеллекта и субъективного (психологического) благополучия; б) сравнительного (U-критерий Манна-Уитни) и факторного анализа с вращением Varimax в SPSS Statistics 20.0. В результате проведенного исследования между российскими и китайскими студентами были выявлены статистически значимые различия по ряду показателей эмоционального интеллекта и субъективного благополучия. Результаты данного исследования могут быть использованы при работе с учащимися высших учебных заведениях для более эффективной организации психолого-педагогического сопровождения студентов в процессе обучения, а также в консультационной практике при работе с учащимися разных национальностей.

FEATURES OF EMOTIONAL INTELLIGENCE AND SUBJECTIVE WELL-BEING OF RUSSIAN AND CHINESE STUDENTS

This article presents the results of a study aimed to determine the features of emotional intelligence and subjective well-being of Russian and Chinese students. The research topic study is relevant, firstly, because of the fundamental task of psychology - studying the nature of an individual’s pursuit of inner harmony and effective interaction in society, which become ever more important in the modern multi-cultured society. Secondly, the relevance of the study is accentuated by the applied task of psychology - working with the growing dynamism of Russian-Chinese relations, showcased by high student mobility that necessitates the establishment of effective inter-cultural relations and an adequate psychology-based framework for handling foreign students in Russian universities. The authors theoretically substantiated and empirically confirmed the hypothesis that the indicators of emotional intelligence and subjective well-being of Russian and Chinese students differ. An empirical test of the hypothesis was conducted on Russian and Chinese students of the Peoples' Friendship University of Russia. In the study, the following methods were used: a) psychodiagnostic evaluation of emotional intelligence and subjective (psychological) well-being; b) comparative (Mann-Whitney U-test) and factor analysis with Varimax rotation in the SPSS Statistics 20.0. As a result of the study, the specific features of emotional intelligence and subjective well-being of Russian and Chinese students have been revealed. The results of this study can be used when working with students of higher educational institutions for more effective organization of psychological and pedagogical support of students in the learning process and in consulting practice when working with students of different nationalities.

Publisher
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Институт педагогики, психологии и социальных проблем
Number of issue
4
Language
Russian
Pages
112-119
Status
Published
Year
2019
Organizations
  • 1 RUDN University
Keywords
эмоциональный интеллект; субъективное благополучие; психологическое благополучие; российские студенты; китайские студенты; emotional intelligence; subjective well-being; psychological well-being; russian students; CHINESE students
Date of creation
20.02.2020
Date of change
20.02.2020
Short link
https://repository.rudn.ru/en/records/article/record/60327/
Share

Other records