В монографии представлены результаты исследования проблемы комплексной (психосоциальной и профессиональной) адаптации вузовских работников, проживающих на территориях с разной степенью урбанизации. Определены факторы, способствующие и препятствующие процессу адаптации. В работе выявлены особенности протекания адаптационных процессов у разных профессиональных групп вузовских работников (преподаватели, сотрудники бухгалтерии и информационно-технологических служб) городов Москвы и Ельца. Исследованы особенности психоэмоциональной сферы и вариабельности сердечного ритма исследуемой выборки работников вузов. Представлена оценка уровней адаптационных процессов работников высшей школы в зависимости от условий средовых факторов и вида профессиональной деятельности. Рассмотрена динамика адаптивности вузовских работников разных профессиональных групп за три года, выявлены корреляционные связи между показателями психоэмоциональной сферы и показателями вариабельности сердечного ритма, в контексте адаптационных процессов исследуемой выборки. Книга адресована руководителям учебных заведений, педагогам, психологам, учителям общеобразовательных школ; специалистам органов управления образованием; студентам вузов и колледжей, работникам вузов.