В монографии представлен анализ актуальных угроз буллинга и ксенофобии безопасности образовательной среды, дана характеристика буллингу, как агрессивному преследованию, и ксенофобии как проявлению прямой или косвенной агрессии по отношению к представителям других национальных или конфессиональных групп. Представлен опыт превентивной работы образовательных организаций разного типа, обоснован социально-педагогический ресурс профилактики негативных тенденций в детско-молодѐжной среде, предложена двухуровневая система комплексной профилактики деструктивного поведения в образовательной среде. Авторская профилактическая программа, разработанные педагогические инструменты выявления рисков буллинга и ксенофобии, преодоления агрессивных способов взаимодействия позволят образовательным организациям организовать комплексную превентивную работу. Монография предназначена для специалистов и руководителей федеральных, региональных и муниципальных органов управления образованием, педагогических работников образовательных организаций, учёных, студентов и аспирантов.