В рамках данного спецкурса представлен генезис философии культуры российских мыслителей XIX – начала ХХ в. в контексте взаимоотношений “Восток – Запад – Россия”. Основой его методологически является историко-сравнительный метод, использующий положения общей и специальной философской компаративистики и учитывающий актуальность осмысления единства и национального своеобразия русской философии, открывающегося в связи и мировоззренческой перекличке идей крупных отечественных мыслителей. Выявляется узость и односторонность таких методов, как политико-идеологический, формально-исторический, эмпирико-историографический, не позволяющих в полной мере раскрыть подлинную сущность и содержание культурфилософских разработок российских мыслителей XIX – начала ХХ в., представляющих собой своеобразные варианты или модели осмысления русской национальной культуры. Философская компаративистика в спецкурсе рассматривается как методология содержательного анализа идей и течений русской мысли как органической составной части мировой философии. Наряду с общим компаративистским подходом здесь представлена также актуальная проблемная область историко-философского знания – специальная страноведческая компаративистика на материале истории русской философии (в отличие от общей, кросс- или интеркультурной). Отдельный раздел посвящен сравнительному анализу философии культуры А.И. Герцена и К.Н. Леонтьева. Сходство и “перекличка идей” этих мыслителей явились конкретным доказательством определенного единства русской философии, не отрицающего черт своеобразия двух мыслителей. На основе проведенного анализа выявляются наиболее существенные черты интерпретации А.И. Герценом и К.Н. Леонтьевым понятий “культура” и “цивилизация”, раскрываются теоретические основания философии культуры указанных мыслителей с учетом их идейной эволюции.