Цели диссертационного исследования – разработка теоретических положений и практических рекомендаций по использованию аутсорсинга как основного элемента стратегии управления устойчивым развитием автомобильной промышленности, а также методического инструментария, позволяющего сформировать данную стратегию. Для достижения данной цели в диссертации поставлены следующие основные задачи: исследование сущности аутсорсинга, рассмотрение его видов, а также их эволюции в автомобильной промышленности Китая; выявление и анализ факторов и условий развития аутсорсинга в автомобильной промышленности с выделением лимитирующих и ростоформирующих факторов в экономике Китая; исследование влияния аутсорсинга на устойчивость развития автомобильной промышленности с точки зрения поиска компромисса между возможными выгодами (эффектами) и рисками; разработка методики оценки влияния аутсорсинга на устойчивость развития автомобильной промышленности; обоснование места и роли аутсорсинга в стратегии устойчивого развития автомобильной промышленности; разработка инструментария выбора аутсорсинговых партнеров в автомобильной промышленности в рамках стратегического планирования показателей устойчивого развития; разработка рекомендаций по развитию цифрового аутсорсинга в автомобильной промышленности. Объект и предмет исследования. Объектом исследования является автомобильная промышленность Китая. Предметом исследования является совокупность организационно-экономических отношений, возникающих в процессе использования аутсорсинга как инструмента реализации стратегии устойчивого развития автомобильной промышленности, а также поддерживающих их инструментов и механизмов. Область исследования. Диссертационное исследование выполнено в рамках п. 2.11. «Формирование механизмов устойчивого развития экономики промышленных отраслей, комплексов, предприятий» и п. 2.16. «Инструменты внутрифирменного и стратегического планирования на промышленных предприятиях, отраслях и комплексах» Паспорта специальности 5.2.3. Региональная и отраслевая экономика: экономика промышленности. Научная новизна выражается в развитии понимания сущности и роли аутсорсинга в автомобильной промышленности с точки зрения его влияния на параметры устойчивого развития, а также в разработке инструментария, обеспечивающего методическую поддержку процессов стратегического планирования в отрасли. К наиболее важным новым научным результатам и положениям исследования относятся следующие: 1. Расширено представление об аутсорсинге как инструменте управления эффективностью и инновационностью производства, интегрирующем в себе процессы передачи экономическим субъектом непрофильных функций и операций внешним подрядчикам и процессы привлечения сторонних инновационных ресурсов в повышение собственной конкурентоспособности. Это позволило обосновать возможности повышения устойчивости развития автомобильной промышленности на основе формирования такой структуры цепочки создания ценности, в которой каждый бизнес-процесс будет выполнялся той компанией, которая обеспечивает его максимальную экологическую, экономическую и социальную эффективность. На этой методологической основе выявлены факторы, сдерживающие развитие аутсорсинга в автомобильной промышленности Китая и сделаны рекомендации, направленные на нейтрализации действия данных факторов. 2. Дополнен теоретический фундамент научной парадигмы устойчивого развития за счет выделения наряду с традиционно определяемыми компонентам устойчивого развития промышленности (экономическая, социальная и экологическая) технологической компоненты, отражающей технологии и инструменты преобразования задействованных в производстве ресурсов. Это позволяет акцентировать внимание на возможность выбора наиболее подходящих для достижения целей устойчивого развития автомобильной промышленности управленческих технологий и технологий производственных процессов из имеющихся альтернатив, обеспечивая замену неэффективных и ресурсоемких звеньев автомобильного бизнеса на более эффективные, способствующие осуществлению инновационного, «чистого», ресурсосберегающего производства. 3. Разработан и апробирован инструментарий оценки влияния аутсорсинга на устойчивость развития промышленности, базирующийся на идее поиска компромиссов между рисками и выгодами аутсорсинга, с использованием матричного подхода и метода экспертных оценок. Проведенная апробация инструментария на примере автомобильных компаний Geely Automobile Group и BYD - Shenzhen BYD Company Limited продемонстрировала возможности его использования при обосновании целесообразности реализации аутсорсингового проекта в стратегии развития автомобильной промышленности с точки зрения возникновения эффектов и рисков для каждой компоненты устойчивого развития. 4. Разработан и апробирован оригинальный авторский методический подход к оценке и выбору аутсорсингового партнера, который в отличие от имеющихся предполагает комплексное использование методов многокритериального анализа решений DEMATEL, AHP и F-VIKOR, что позволяет повысить объективность принимаемых решений при стратегическом планировании направлений повышения устойчивости развития автомобильной промышленности. 5. Обоснована целесообразность использования модели логистической экосистемы компании Capgemini при формировании цифровой экосистемы регионального логистического аутсорсинга в автомобильной промышленности Китая. Базируясь на концептуальном представлении данной модели, определено содержательное наполнение ее основных компонент с учетом национальной специфики развития отрасли, а также сделаны рекомендации в отношении реализации мер государственной поддержки процессов развития цифрового аутсорсинга.