Сделано заключение, что драматизм как ведущий модус в художественном осмыслении феномена отчуждения и механизмы его проявления обозначились в образной системе рассказов 1880-х годов, однако он был реализован в дополнительных (смежных) вариантах эстетического завершения – юмористическом, элегическом, саркастическом и др. Рассмотрены механизмы возникновения отчуждения героя, которые реализуются в индивидуальном сюжетно-композиционном рисунке каждого рассказа. Типичным является столкновение личностного и социально обусловленного. Обозначены традиционные пути преодоления разобщенности человека и мира в поэтике раннего творчества, проанализированы неоднозначные смысловые решения проблемы отчуждения в чеховских произведениях. Результаты могут быть использованы в лекционном курсе по истории русской литературы последней трети XIX в., при разработке и чтении специальных курсов по истории русской литературы, творчеству А.П. Чехова, а также на практических занятиях по истории и теории литературы.