ПРИМЕНЕНИЕ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК ДЛЯ КОРРЕКЦИИ ОТКЛОНЕНИЙ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ (АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР)

Цель - провести анализ литературных данных о применении дыхательных практик для лиц с отклонениями в состоянии здоровья, оценить функционирование системы дыхания у студентов с ослабленным здоровьем. Организация и методы исследования. Был произведен анализ литературных данных о применении дыхательных физкультурно-оздоровительных практик с целью коррекции состояния здоровья. В исследовании участвовало 186 студентов, разделенных на контрольную группу (практически здоровые студенты, n = 89) и опытную группу (студенты с отклонениями в состоянии здоровья, n = 97). Функционирование системы дыхания определяли по показателям жизненной емкости легких, экскурсии грудной клетки, результатам нагрузочного теста максимального потребления кислорода. Результаты. Более 90 % отметили необходимость включения дыхательных практик в содержание занятий физической культуры. Среди студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья, все чаще встречается сочетанная патология (до 30 %). У девушек и юношей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, наблюдаются более низкие показатели функционирования системы дыхания, однако достоверно значимые отличия выявлены у лиц мужского пола (Р < 0,01-0,001). Заключение. Полученные результаты свидетельствуют о более низких и достоверно значимых изменениях показателей функции дыхания у юношей как опытной, так и у контрольной группы, что указывает на то, что сдвиги выявленных нами нарушений зависят от пола студентов. За последнее время среди большого количества физкультурно-оздоровительных систем, направленных на развитие функции дыхания, инновационных подходов не обнаружено. Необходимо искать новые подходы к применению уже существующих дыхательных практик и включать их в содержание занятий физической культурой для студентов с ослабленным здоровьем.

Aim. The paper provides an analysis of the literature on the use of breathing practices in persons with health conditions and is aimed at assessing the respiratory system in students with health conditions. Materials and methods. The analysis of the literature on the use of breathing and health enhancement practices was performed. The study involved 186 students, divided into a control group (apparently healthy students, n = 89) and an experimental group (students with health conditions, n = 97). The performance of the respiratory system was measured by the vital capacity of the lungs, chest excursions, and the results of the stress test for maximum oxygen consumption. Results. More than 90% noted the need to include breathing practices in physical education classes. Among students with health conditions, combined pathology is increasingly common (up to 30%). There are lower indicators of the performance of the respiratory system, however, significant differences were found in male students compared to female ones (P < 0.01-0.001). Conclusion. The results show that changes in health status are sex-dependent, with lower statistical significance in male students in both the experimental and control groups. Recently, innovative approaches have not been found among a large number of sports and health systems aimed at the development of respiratory performance. There is a need for new approaches to existing breathing practices that can be included in physical education classes for students with health conditions.

Журнал
Издательство
SOUTH URAL STATE UNIV, SCIENTIFIC RESEARCH DEPT
Номер выпуска
4
Язык
Русский
Страницы
179-186
Статус
Опубликовано
Том
22
Год
2022
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
health; students; respiratory performance; health enhancement; breathing practices; здоровье; студенты; функция дыхания; физкультурно-оздоровительная система; дыхательные упражнения
Дата создания
28.12.2023
Дата изменения
28.12.2023
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/98275/
Поделиться

Другие записи

Муаль М.Н.
Современные информационные технологии и ИТ-образование. Фонд содействия развитию интернет-медиа, ИТ-образования, человеческого потенциала Лига интернет-медиа. Том 18. 2022. С. 241-248