Статья посвящена новым открытиям в изучении эрмитажной картины Франса Снейдерса «Птичий концерт» и ее интерпретации в контексте эпох барокко и Просвещения. Первая за 400 лет расшифровка нотации на пюпитре перед дирижером птичьего концерта - домовым сычом - способствовала корректировке привычного взгляда на картину как на иллюстрацию басни с сатирическим подтекстом («кто во что горазд»). Записанная в нотах песня на оду Горация «К Левконое» настраивает восприятие картины на мажорный лад и утверждает девиз гедонистической науки «лови момент». Это согласуется с идеей барочного воодушевления многообразным витальным миром. Пребывание картины в родовом замке премьер-министра Великобритании Роберта Уолпола позволяет понять особенности толкования картины в Век Просвещения. Оно соотносится с общественно-политической ситуацией, репутацией Уолпола, идентифицировавшего себя с дирижером, мудрой совой, а также с парламентом птиц, по-разному реагировавшим на его политику.