"СКОНСТРУИРОВАННЫЕ" РИТУАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ В ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Ритуализм был значимой частью индийской культуры на всем протяжении ее истории. Наряду с ритуалами, исполняющимися до сих пор или описанными в нормативных источниках, можно выявить ритуалы, которые упоминаются в текстах, но в действительности не практиковались. Примером такого «сконструированного» ритуала является практика мангалы, рассматриваемая в «Мангалавадах», особом философском жанре, сложившемся в школе навья-ньяя. В общепринятом понимании, мангала - это вводная строфа в произведении, содержащая благопожелание, однако в «Мангалавадах» мангала предстает не поэтической формой, но особой ритуальной практикой, исполнение которой обеспечивает успешное завершение начатого труда или устраняет препятствия на этом пути. Характер данного ритуала подробно не проясняется, поэтому можно предположить, что мангала, обсуждаемая в «Мангалавадах», - это вымышленный или «сконструированный» ритуал, призванный обосновать популярную практику составления благопожелательных строф. Другими примерами «сконструированных» практик могут послужить шабдапурва-йога, описанная в комментарии Вришабхадевы к «Вакьяпадии» Бхартрихари; упомянутая Прашастападой особая практика йоги, позволяющая непосредственно воспринимать атомистическую картину мира вайшешики; а также сотериологически ориентированная практика санкхьи, описываемая в трактате «Юктидипика».

Among the variety of rituals performed in different periods of Indian history some were evidenced in recent times, other were described in normative works. Still, there are rituals that were mentioned in the texts, but it seems unlikely that they were actually practiced. An example of a fictional ritual is the maṅgala practice as presented in the Maṅgalavādas, a genre of philosophical works of the Navya-Nyāya school. Though generally maṅgala is an auspicious verse at the beginning of a literary or a philosophical work, in the Maṅgalavādas it appears not a piece of poetry, but a specific ritual practice inherited from the elders. Maṅgala is believed to result either in the successful completion of a work, or in the removal of obstacles. But what exactly is meant by 'ritual' in this case remains uncertain. Maṅgala can be considered a fictional ritual introduced in order to justify a popular textual practice. Another example of a fictional practice is the śabdapūrvayoga referred to in Vṛṣabhadeva's commentary on the 'Vākyapadīya'. Praśastapāda's claims that Vaiśeṣika's atomistic doctrine can be conceived directly in the course of a yogic practice may be a further example. The same can be said about Sāṃkhya's claims that its intellectual procedures present a practical way to attain liberation.

Авторы
Издательство
Региональная общественная организация Санкт-Петербургское философское общество
Номер выпуска
1
Язык
Русский
Страницы
118-131
Статус
Опубликовано
Том
16
Год
2022
Организации
  • 1 Институт Восточных Рукописей РАН
  • 2 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
INDIAN philosophy; yoga; maṅgala; Indian ritualism; Sāṃkhya; Bhartṛhari; Vaiśeṣika; Navya-Nyāya; индийская философия; йога; мангала; индийский ритуализм; санкхья; Бхартрихари; вайшешика; Навья-Ньяя
Дата создания
28.12.2023
Дата изменения
28.12.2023
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/97584/
Поделиться

Другие записи

Вилковыский И.Ф., Ягников С.А., Ватников Ю.А., Руснак И.А., Сахно Н.В., Кузнецов В.И.
Теоретические и прикладные проблемы агропромышленного комплекса. Общество с ограниченной ответственностью ТУМА ГРУПП. 2022. С. 68-72
Кузнецов М.Н.
Православие и дипломатия в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова. 2022. С. 36-43