ВАРИАЦИИ МИМЕСИСА В ПОЭТИЧЕСКОЙ КНИГЕ А. ШАЦКОВА "СКАЗЫ КУЛИКОВА ПОЛЯ"

Объектом статьи выступает мимесис в искусстве. Предметом исследования являются вариации мимесиса в современной поэзии. Материалом служит новая книга стихов А. Шацкова «Сказы Куликова поля». В центре культурфилософского анализа - взаимодействие феноменального и ноуменального, рационального и дорационального в искусстве. Большое внимание уделяется проблеме соотношения мимесиса и энтелехии культуры. Под мимесисом понимается сакральное припоминание художником слова других эпох и культур. Мимесис описывается как художественная практика. Методология исследования сводится к целостному онтогерменевтическому анализу поэтической книги современного поэта, направленному на высвечивание культурного потенциала проблемы мимесиса в цифровую эпоху, что позволяет описать с культурфилософских и онтологических позиций важность поэтического слова для русского человека, углубиться в понимание бытия художника слова. Большое внимание уделяется архитектонике поэтического сборника, трехчастной композиции, построенной по законам космического жизнецикла человека: от детства к итогу жизни. Результаты работы могут быть интересны историкам литературы, включающим литературу в пространство большого диалога культур, а также могут быть использованы в преподавании курсов по культурологии, русской философии.

The object of the article is mimesis in art. The subject of the research is variations of mimesis in modern poetry. The material for the article is a new book of poems “Kulikovo Field Tales” by A. Shatskov. The focus of cultural and philosophical analysis is the interrelation of phenomenal and noumenal, rational and pre-rational in art. Much attention is paid to the problem of relationship between mimesis and cultural entelechy. Mimesis is understood as sacral recollection of other epochs and cultures by the wordsmith. Mimesis is described as an artistic practice. The research methodology is mainly represented by the holistic ontological-hermeneutic analysis of the modern poet’s book, aimed at highlighting the cultural potential of the mimesis problem in the digital epoch, which makes it possible to describe the importance of the poetic word for a Russian from the cultural-philosophical and ontological position, to deepen the comprehension of spiritual life of the literary artist. Much attention is given to the architectonics of the book of poetry, to the three-part composition designed according to the laws of man’s cosmic life cycle: from childhood to the epitome of life. The work results may be of interest to literary historians who include literature in the space of a broad dialogue of cultures; the book can also be useful in courses on cultural studies and Russian philosophy.

Издательство
Самарский федеральный исследовательский центр РАН
Номер выпуска
86
Язык
Русский
Страницы
57-62
Статус
Опубликовано
Том
24
Год
2022
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
Russian culture and literature; modern poetry; mimesis; sacred text of culture; A. Shatskov's creative work; ontological; digital turn; русская культура и литература; современная поэзия; мимесис; сакральный текст культуры; творчество А. Шацкова; онтологический; цифровой поворот
Цитировать
Поделиться

Другие записи

Дударева М.А., Арипова Д.А.
Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. Самарский федеральный исследовательский центр РАН. Том 24. 2022. С. 51-56