Владение языком принимающей стороны является важнейшим фактором эффективной межкультурной адаптации и коммуникации иностранных студентов, обучающихся в России. В предыдущих исследованиях, проведенных с использованием метода семантического дифференциала, было показано, что уровень аккультурации в России положительно связан с различными аспектами отношения к русскому языку у студентов из разных регионов мира. В данном исследовании отношение к русскому и родному языкам выявлялось с помощью опроса с элементами ассоциативного эксперимента. Анализ результатов с использованием метода визуализации «облако слов» и частотного анализа позволил выявить универсальные и культурно специфичные аспекты отношения как к русскому, так и к родному языкам у студентов из Китая и Азербайджана. Результаты исследования будут интересны преподавателям русского языка для иностранных студентов, а также социологам, психологам, культурологам и специалистам по межкультурной коммуникации.
Host language proficiency is one of the most important factors in effective intercultural adaptation and communication in the international students studying in Russia. In previous studies conducted using the semantic differential method, it was shown that the level of acculturation in Russia is positively associated with various aspects of attitudes towards the Russian language among students from different regions of the world. In this study, attitudes towards the Russian language and the native languages were identified using a survey with elements of an associative experiment. Analysis of the results using the “word cloud” visualization method and frequency analysis made it possible to identify universal and culturally specific aspects of the attitude towards both Russian and the native languages among students from China and Azerbaijan. The results of the study will be of interest to the Russian language teachers for international students, as well as sociologists, psychologists, cultural scientists and specialists in intercultural communication.