Аксиологический аспект лингвокультурного концепта УЧЕНИЕ в китайских идиомах

Цель исследования - определить ценностное содержание концепта УЧЕНИЕ в идиомах китайского языка как средствах экспликации нравственных принципов и поведенческих правил китайского лингвокультурологического сообщества. Данный концепт занимает центральное место в китайской концептосфере, поскольку процесс учения носит непрерывный характер и сопровождает человека всю сознательную жизнь. В статье анализируются аксиологические параметры концепта УЧЕНИЕ, заложенные в китайских идиомах (чэнъюях) как наиболее выразительных средствах современного китайского языка; предлагается классификация отобранных идиоматических единиц с точки зрения транслируемого типа культурной ценности или антиценности, характерного для каждого ценностно-смыслового звена в аксиологическом пространстве обозначенного концепта. Научная новизна заключается в том, что впервые привлекаются идиоматические выражения с целью изучения китайского лингвокультурного концепта УЧЕНИЕ. В результате исследования был определен состав китайских чэнъюев, вербализующих указанный концепт, описано культурно-маркированное содержание концепта, выявлены ценностные ориентации на учение в китайском лингвокультурологическом сообществе.

The research aims to determine the value content of the LEARNING concept in Chinese idioms as a means of explicating moral principles and behavioural rules of the Chinese linguocultural community. This concept occupies a central place in the Chinese conceptual sphere, since the learning process is continuous and accompanies a person throughout their entire life. The paper analyses the axiological parameters of the LEARNING concept embedded in Chinese idioms (chéngyǔ) as the most expressive means of the modern Chinese language; proposes a classification of the selected idiomatic units based on the type of a cultural value or anti-value that is characteristic of each value-semantic link in the axiological space of the specified concept. The research is novel in that it is the first to involve idiomatic expressions for the purpose of studying the Chinese linguocultural LEARNING concept. As a result of the research, the composition of Chinese chéngyǔ verbalising the said concept has been determined, the culture-specific content of the concept has been described, value orientations to learning in the Chinese linguocultural community have been revealed.

Авторы
Издательство
Общество с ограниченной ответственностью Издательство Грамота
Номер выпуска
10
Язык
Русский
Страницы
3324-3329
Статус
Опубликовано
Том
15
Год
2022
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
linguocultural concept; conceptual sphere; value component; chéngyǔ; лингвокультурный концепт; концептосфера; ценностный компонент; чэнъюй
Дата создания
28.12.2023
Дата изменения
28.12.2023
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/96625/
Поделиться

Другие записи