Сократические исследования: анализ некоторых вопросов

Статья посвящена рассмотрению жизни и мировоззрения Сократа с опорой, прежде всего, на творчество замечательных отечественных историков античной философии: Алексея Федоровича Лосева (1893-1988) и Анатолия Васильевича Семушкина (1939-2013). В ней рассматриваются вопросы, которые ранее могли не затрагиваться специально в исследовательской литературе или иметь стереотипные оценки: религиозные убеждения Сократа, его социально-политические взгляды, отношение к диалектике и гносеологии, специфика этических воззрений. Например, если А.Ф. Лосев определяет метод Сократа как диалектический, то А.В. Семушкин убедительно показывает, что он был скорее «трансценденталистом», а «диалектику» как эристику, искусство спора, позаимствовал у софистов. Диалектика у него не несла в себе гносеолого-онтологического смысла. Рассматривается критика сократовского рационального понимания этики в истории философии, связанная, прежде всего, с оценкой Ф. Ницше. Как бы то ни было, жизнедеятельность Сократа оценивается в русле идей К. Ясперса, а сам Сократ - как «осевая личность», жившая в «осевое время».

The article is devoted to the consideration of the life and worldview of Socrates, relying primarily on the works of remarkable Russian historians of ancient philosophy: Aleksei Fedorovich Losev (1893-1988) and Semushkin Anatoly Vasilyevich (1939-2013). It deals with issues that could not previously be specifically addressed in the research literature or have stereotypical assessments: Socrates' religious beliefs, his socio-political views, attitude to dialectics and epistemology, the specificity of ethical views. For example, if A.F. Losev defines the method of Socrates as dialectical, then A.V. Semushkin convincingly shows that he was rather a “transcendentalist”, and he borrowed “dialectics” as eristics, the art of argument, from the sophists. His dialectic did not carry an epistemological-ontological meaning. The criticism of the Socratic understanding of ethics in the history of philosophy, associated primarily with the assessment of F. Nietzsche, is considered. Nevertheless, the Socrates' life is assessed in line with the ideas of K. Jaspers, and Socrates himself - as an "axial personality" who lived in the "Axial Age".

Авторы
Издательство
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Дальневосточный государственный университет путей сообщения"
Номер выпуска
3
Язык
Русский
Страницы
141-146
Статус
Опубликовано
Том
19
Год
2022
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
daimon; dialectics; transcendental method; good; epistemology; axial age; ethics; даймон; диалектика; трансцендентальный метод; благо; гносеология; осевое время; этика
Дата создания
28.12.2023
Дата изменения
28.12.2023
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/96131/
Поделиться

Другие записи

Волкова А.А.
Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Дальневосточный государственный университет путей сообщения". Том 19. 2022. С. 82-88