Статья посвящена проблемам и перспективам внедрения в бизнес подписной модели и принципов экономики совместного потребления, что обусловлено их возрастающей популярностью и возможностью формирования новых форматов взаимодействия с клиентом. Цель исследования -подтверждение гипотезы о целесообразности внедрения в бизнес подписной модели и принципов экономики совместного потребления. Авторы представили результаты исследования теоретических основ экономики совместного потребления и подписной модели, подходы к определению их экономической сущности, а также систематизировали преимущества и ограничения внедрения подобных моделей на практике в постпандемийный период. Авторами предложена новая уточненная формулировка понятия «подписная модель». Результатом исследования стало выявление ряда факторов трансформации моделей бизнеса, которые не только позволяют расширить возможности торговли, но и убедительно доказывают неизбежность перехода к новым инструментам, удерживающим клиента и формирующим его «персональный путь». По мнению авторов, в современном мире внедрение данных инструментов позволит решить проблему оттока потребителей, обеспечить эффективное взаимодействие с клиентом, а также диверсифицировать бизнес или стать основой для стартапа.
The article is devoted to the problems and prospects of introducing the subscription model and the principles of the sharing economy into business, which is due to their growing popularity and the possibility of forming new formats of interaction with the client. The purpose of the study is to confirm the hypothesis about the feasibility of introducing a subscription model and the principles of the sharing economy into business. The authors present the results of a study of sharing economy theoretical foundations and the subscription model, approaches to determining their economic essence, and also systematize the advantages and limitations of implementing such models in practice in the post-pandemic period. The authors propose a new refined formulation of the concept of «subscription model». The result of the study is the identification of a number of business model transformation factors that not only allow expanding trading opportunities, but also convincingly prove the inevitability of the transition to new tools that retain the client and form his «personal path». According to the authors, in the modern world, the introduction of these tools will solve the problem of consumer churn, ensure effective interaction with the client, as well as diversify the business or become the basis for a startup.