ЦИФРОВОЕ НЕРАВЕНСТВО В РОССИИ: ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Статья посвящена анализу цифрового неравенства, как между Россией и развитыми странами, так и между регионами России в условиях перехода к цифровой экономике. Существенным препятствием по формированию в России цифрового общества и встраиванию в систему мирового информационного пространства является асимметрия в уровне информатизации населения - цифровое неравенство. Развитие цифровизации экономики и общества в целом приводит к тому, что инфраструктурный и технологический цифровой разрыв проявляет себя в самых разных сферах жизнедеятельности. Цифровое неравенство рассмотрено, как неравенство в доступе к инфраструктуре и неравенство в наличии цифровых навыков и компетенций. В работе проанализирован ряд основных показателей цифровизации современной России на основе данных отечественных статистических организаций. Сделан вывод о наличии цифрового разрыва между регионами России по отдельным направлениям, а также между городским и сельским населением. В статье показано, что проблема цифрового неравенства на национальном уровне является актуальной для современной России, несмотря на положительные сдвиги в цифровизации экономики и общества. Существенный риск связан с неравномерным использованием преимуществ цифровизации в основных сферах жизни, таких как образование, в отстающих регионах, что может привести к усилению социального неравенства. Чтобы равный доступ к образованию получили все, необходим доступ к технологиям, цифровые компетенции и мотивация к их использованию.

DIGITAL DEVIDE IN RUSSIA: CONSEQUENCES FOR EDUCATION

The article is devoted to analyzing the digital divide, both between Russia and developed countries and between the regions of Russia in the context of the transition to a digital economy. A significant obstacle to forming a digital society in Russia and its integration into the system of the world information space is the asymmetry in the informatization level of the population - digital inequality. The digitalization of the economy and society leads to the fact that the infrastructural and technological digital divide manifests itself in various spheres of life. The digital divide is considered as inequality in access to infrastructure and inequality in the availability of digital skills and competencies. The article analyzes key indicators of digitalization in modern Russia based on data from domestic statistical organizations. We can conclude that there is a digital divide between the regions of Russia in certain areas and between urban and rural populations. The article shows that the problem of digital inequality at the national level is relevant for modern Russia, despite the positive changes in the digitalization of the economy and society. A significant risk is associated with the uneven use of the benefits of digitalization in critical areas of life, such as medicine and education in lagging regions which can lead to increased social inequality. Everyone must have equal access to education, access to technologies, digital competencies, and motivation to use them.

Сборник материалов конференции
Издательство
Государственное учреждение образования "Институт бизнеса Белорусского государственного университета"
Язык
Русский
Страницы
208-214
Статус
Опубликовано
Год
2022
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
digital divide; regions of Russia; digitalization; information technology; digital economy; education; цифровое неравенство; регионы России; цифровизация; информационные технологии; цифровая экономика; образование
Дата создания
28.12.2023
Дата изменения
28.12.2023
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/95651/
Поделиться

Другие записи