"Здоровая личность" современного студента вуза как исследовательский концепт

Вопросы физиологического и психического здоровья молодёжи находятся в фокусе внимания исследователей, однако практически нет работ, где «здоровая личность» рассматривается шире, включая особенности её функционирования в социальном контексте. В рамках статьи предложен авторский концепт «здоровой личности», который включает следующие компоненты: эмоциональная стабильность и психологическое благополучие, низкая степень внушаемости и приверженность ценностям добра и безопасности. Эти компоненты отвечают вызовам современного мира и лежат в основе способности личности студента противостоять рискам и опасностям, в том числе экстремизму. Для создания исследовательского концепта использовано сочетание методик: 1) «Опросник общего здоровья» Голдберга, 2) Опросник Шварца и 3) «Тест внушаемости» С.В. Клаучека и В.В. Деларю. С помощью инструментария, включающего указанные методики и тематические блоки (отношение к СМИ, экстремизму, гражданско-политическая позиция), проведён анкетный опрос на выборке в 1500 человек, репрезентирующей российское студенчество трёх московских вузов: РУДН, МГУ и НИУ ВШЭ - по курсам и направлениям обучения. Цель исследования - разработка исследовательского концепта «здоровая личность» на основе сочетания существующих методик, используемых для измерения конформности, психологической стабильности и эмоционального благополучия и ценностных ориентаций. В результате выявлен уровень эмоциональной стабильности и психологического благополучия студентов; тип ценностных ориентаций; их уровень конформности. Доминирующим типом личности, рассчитанным на основе результатов методик, оказалась «относительно здоровая личность» (67,6%), пятая часть респондентов была отнесена к категории «здоровая личность», тем не менее, каждый десятый студент является «личностью в зоне риска». Разработанный концепт «здоровой личности» может быть использован в социологических мониторингах воспитательных служб вуза с целью выявления и диагностики групп риска как среди первокурсников, так и на старших, выпускных курсах.

The issues of physiological and mental health of young people have always remained in the focus of researchers’ attention, however, there are practically no works where the “healthy personality” is considered more broadly, including the features of its functioning in a social context. The authors propose the concept of a “healthy personality”, which includes the following components: emotional stability and psychological well-being, a low degree of suggestibility and adherence to the values of goodness and security. These components meet the challenges of the modern world and underlie the ability of a student’s personality to withstand the challenges of extremism. A combination of techniques was used to create the concept: 1) “General Health Questionnaire” by Goldberg, 2) Schwartz Questionnaire and 3) “Suggestibility T est” by S.V. Klauchek and V.V. Delaryu. With the help of tools that include these methods and thematic blocks (attitudes towards the media, extremism, civic and political position), a questionnaire survey was conducted on a sample of 1,500 people representing the Russian students of three Moscow universities - RUDN University, Moscow State University and National Research University Higher School of Economics in terms of courses and areas of study. The purpose of the article is to develop a research concept of “healthy personality” based on a combination of existing methods used to measure conformity, psychological stability and emotional well-being and value orientations. As a result, the level of emotional stability and psychological wellbeing of Moscow students, the type of value orientations, and their level of conformity are revealed. The dominant personality type, calculated on the basis of the results of the methods, turned out to be “relatively healthy personality” (67.6%), one fifth of the respondents were classified as “healthy personality”, however, every tenth student is a “personality at risk”. The proposed concept can be used during sociological monitoring of educational services of the university in order to diagnose risk groups among first-year students.

Издательство
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский политехнический университет"
Номер выпуска
7
Язык
Русский
Страницы
151-166
Статус
Опубликовано
Том
31
Год
2022
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
students; "healthy personality" concept; values; General Health Questionnaire; Schwartz Questionnaire; psychological well-being; emotional stability; suggestibility; extremism; студенчество; концепт "здоровая личность "; ценности; психологическое благополучие; эмоциональная стабильность; внушаемость; экстремизм
Дата создания
28.12.2023
Дата изменения
28.12.2023
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/95326/
Поделиться

Другие записи

Симонов Г.А., Степурина М.А., Варакин А.Т., Зотеев В.С., Симонов А.Г., Воронцова Е.С.
Известия Нижневолжского агроуниверситетского комплекса: Наука и высшее профессиональное образование. 2022. С. 238-247
Хатит Р.Ю., Сушко С.В., Горбачева А.Ю., Кадулин М.С., Сотникова Ю.Л., Долгих А.В., Иващенко К.В.
МОЛОДЫЕ - НАУКАМ О ЗЕМЛЕ. Российский государственный геологоразведочный университет им. С. Орджоникидзе. 2022. С. 286-289