Субъектные предикторы моделей поведения курсантов в ситуациях когнитивного диссонанса

В статье представлены результаты эмпирического исследования, раскрывающие роль отдельных личностных качеств в выборе определенных паттернов поведения в ситуациях когнитивного диссонанса. В ходе исследования на выборке курсантов (N=217), установлено, что определенное соотношение таких качеств личности как самооценка, тревожность и локус контроля, являются основополагающими предикторами в выборе конструктивной либо деструктивной стратегии поведения в ситуации когнитивного диссонанса. Эмпирически доказано, что взаимосвязь низкого уровня тревожности, адекватной самооценки и интернальной саморегуляции характерна для избрания курсантами конструктивной модели поведения в ситуациях когнитивного диссонанса, обеспечивающей успешное решение когнитивной задачи. У курсантов с деструктивной стратегией поведения в подобной ситуации отмечается взаимозависимость на статистически значимом уровне умеренной или ярко выраженной тревожности, завышенной самооценки и экстернальной регуляции являющихся препятствием для выхода из сложной когнитивной конструкции. И наконец, избегающую модель поведения при когнитивном диссонансе демонстрируют респонденты с высокой тревожностью, заниженной самооценкой и экстернальным локусом контроля. В результате полученных данных делается заключение о разработке специально-разработанной программы коррекции и развития эмоционально-волевой сферы курсантов в период обучения в вузе.

The article presents the results of an empirical study revealing the role of different personal qualities in the choice of certain patterns of behavior in situations of cognitive dissonance. In the study on a sample of cadets (N=217), it was found that a certain ratio of personality qualities such as self-esteem, anxiety and locus of control are fundamental predictors in choosing a constructive or destructive strategy of behavior in a situation of cognitive dissonance. It has been empirically proved that the correlation between low anxiety, adequate self-esteem and internal self-regulation is typical for cadets choosing a constructive model of behavior in situations of cognitive dissonance that ensures the successful solution of a cognitive task. Cadets with a destructive strategy of behavior in such a situation have a statistically significant correlation of moderate or pronounced anxiety, inflated self-esteem and external regulation, which impedes getting out of a complex cognitive construct. And finally, the avoidant behavior model in cognitive dissonance is demonstrated by respondents with high anxiety, low self-esteem and external locus control. On the basis of the data obtained, a conclusion is made about the development of a special program for correction and enhancement of the emotional-volitional sphere of cadets during their studies at the university.

Авторы
Кудинов С.И. 1 , Бурцев А.О.2 , Кудинов С.С. 1 , Марьин М.И.3 , Ханалиева Д.У. 1
Издательство
MOSCOW STATE PSYCHOLOGICAL & PEDAGOGICAL UNIV
Номер выпуска
2
Язык
Русский
Страницы
161-177
Статус
Опубликовано
Том
12
Год
2022
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов (ФГАОУ ВО «РУДН»)
  • 2 Академия управления МВД России (ФГКОУ ВО «Академия управления МВД России»)
  • 3 Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ)
Ключевые слова
behavior patterns; COGNITIVE dissonance; students; subjective predictors; anxiety; self-esteem; locus of control; coping-strategies; respondents; паттерны поведения; когнитивный диссонанс; студенты; субъектные предикторы; тревожность; самооценка; локус контроля; копинг-стратегии; респонденты
Дата создания
28.12.2023
Дата изменения
28.12.2023
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/94974/
Поделиться

Другие записи