Образование как ресурс формирования «мягкой силы» в работе с молодыми соотечественниками, проживающими в странах СНГ

В РФ растёт актуальность исследования политики в отношении русскоговорящих молодых соотечественников, проживающих за рубежом. Во-первых, русскоговорящие соотечественники являются демографическим потенциалом России, и сегодня разработаны и внедрены институциональные механизмы содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Во-вторых, в условиях геополитической нестабильности российские соотечественники являются источником «мягкой силы» для сохранения единства русского мира. В данном исследовании обсуждается потенциал образования как ресурса государственной политики, направленной на координацию работы с молодыми соотечественниками в странах СНГ. Цель данной работы – выявить основные проблемы и стратегии использования образования как ресурса «мягкой силы» в отношении российских соотечественников, проживающих в странах СНГ. Методология исследования базируется на теориях «мягкой силы» и политической коммуникации. Метод исследования – дискурс-анализ информационных бюллетеней Министерства иностранных дел Российской Федерации (МИД России) за 2012–2022 гг.; за указанный период опубликовано 1949 документов, выборка сплошная (не в каждом документе была информация по исследуемой проблеме). В процессе дискурс-анализа оценивались следующие инструменты государственного управления: коммуникация и институциональные ресурсы образования как основы «мягкой силы» России в странах СНГ, направленные на сохранение связей с русскоговорящими со отечественниками. Дискурс-анализ позволил выявить трансформацию основных стратегий политики в отношении русскоязычных соотечественников, обоснованную как геополитическими вызовами, так и окончательной формулировкой идеологической концепции России. В 2012–2014 гг. основной стратегией было сохранение русского языка и русской культуры, развитие общественной дипломатии. С 2014 г. усиливается работа по сохранению исторической памяти, а к 2020 г. формируется дискурс, направленный на обоснование сохранения традиционных ценностей. Объединяет указанные этапы трансфер образования как ключевая стратегия, способствующая добровольному переселению соотечественников в РФ или сохранению и воспроизводству традиционной культуры на территории иных государств.

Education as a Resource for the Formation of “Soft Power” in Working with Young Compatriots Living in the CIS countries

In the Russian Federation the relevance of researching policy towards Russian-speaking young compatriots living abroad is growing. Firstly, Russian-speaking compatriots are the demographic potential of Russia, and nowadays institutional mechanisms have been developed and implemented to facilitate the voluntary resettlement of compatriots living abroad to the Russian Federation. Secondly, in the conditions of geopolitical instability Russian compatriots are a source of “soft power” preserving the unity of the Russian world. This study discusses the potential of education as a source of state policy aimed at coordinating work with young compatriots in the CIS countries. The purpose of this work is to identify the main problems and strategies of using education as a “soft power” resource in relation to Russian compatriots living in the CIS countries. The research methodology is based on “soft power” theories and political communication theories. The research method is a discourse analysis of the newsletters of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation (Russian MFA) for 2012-2022. During this period 1949 documents were published, the sample is solid but not every document contained information on the studied problem. During discourse analysis the following tools of public administration were evaluated: communication and institutional resources of education as the basis of Russia’s “soft power” in the CIS countries aimed at preservation of communication with Russian-speaking compatriots. The discourse analysis revealed the transformation of the main policy strategies in relation to Russian-speaking compatriots justified both by geopolitical challenges and the final formulation of the ideological concept of Russia. Russian language and culture preservation and the development of public diplomacy were the main strategies in 2012-2014. Since 2014 efforts to preserve historical memory have been intensified, and by 2020 a discourse aimed at justifying the preservation of traditional values is being formed. The transfer of education combines these stages as a key strategy that promotes the voluntary resettlement of compatriots to the Russian Federation or the preservation and reproduction of traditional culture on the territory of other states.

Авторы
Ростовская Т.К.1, 2 , Васильева Е.Н.1
Издательство
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский политехнический университет"
Номер выпуска
5
Язык
Русский
Страницы
21-35
Статус
Опубликовано
Том
32
Год
2023
Организации
  • 1 Институт демографических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН
  • 2 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
СНГ; соотечественники; образование; коммуникация; мягкая сила; русский язык; добровольное переселение; Commonwealth of Independent States (CIS); compatriots; education; communica- tion; soft power; Russian language; voluntary resettlement
Дата создания
18.07.2023
Дата изменения
18.07.2023
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/93966/
Поделиться

Другие записи

Алешковский И.А., Гаспаришвили А.Т., Крухмалева О.В., Нарбут Н.П., Савина Н.Е.
Высшее образование в России. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский политехнический университет". Том 32. 2023. С. 137-155
Яковлева С.В.
Полилингвиальность и транскультурные практики. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Российский университет дружбы народов (РУДН). Том 19. 2022. С. 398-412