Цифровая трансформация библиотеки университета в условиях сетевого информационного изобилия

Проблема и цель. В контексте цифровой трансформации образования обосновывается значение формирования электронной библиотеки с учетом направлений подготовки, научно-исследовательских тем и других запросов всех целевых групп образовательного учреждения. Активное обращение обучающихся и преподавателей к интернет-источникам ставит задачу популяризации и раскрытия электронных фондов, организации беспроблемного доступа к ценной, достоверной информации из легитимных источников. Внедрение практики постоянного использования верифицированного контента обучающимися, преподавателями, учеными стало основной задачей библиотеки. В этой связи исследуются принципы и методы, применяемые в научной библиотеке университета для сбора и распространения информации, организации мероприятий, внедрения академических норм и новых форм работы по использованию информационных ресурсов в образовательный процесс и научно-исследовательскую деятельность. Методология. Как обобщение и систематизация накопленного практического опыта по работе с электронной информацией описываются этапы формирования электронной библиотеки классического университета, методы статистического анализа для оценки использования фондов, формы продвижения контента и работы с целевыми группами пользователей. Результаты. Проанализирован опыт реализации проекта по формированию и продвижению электронной библиотеки университета, аккумулированы данные эффективности использования контента, механизмы продвижения, достигнутые результаты для использования в работе библиотек сферы образования. Доказана необходимость формирования электронной библиотеки университета с применением кластерного подхода - универсальными, специализированными и профильными ресурсами, принимая во внимание особенности продвижения в разных целевых группах университета, значение аналитической работы по использованию контента для оптимизации подписок и ликвидации информационных пробелов, обязательное внедрение информационной культуры и активизацию использования цифровых образовательных ресурсов в контексте профессиональной деятельности преподавателя. Заключение. С использованием теоретических и практических данных, статистического анализа и различных аспектов как российского, так и зарубежного опыта по проблеме цифровой трансформации библиотеки университета в условиях сетевого информационного изобилия рассмотрены и проанализированы этапы модификации библиотечного фонда, каналы коммуникации и достигнутые результаты конкретной библиотеки.

Digital transformation of the university library in the context of information abundance

In the context of digital transformation of education, the importance of digital library formation is justified, taking into account the training areas, research topics and other requests of all target groups of the educational institution. Active use by students and teachers of Internet sources raises the problem of popularization and disclosure of electronic collections, organization of problem-free access to valuable, reliable information from legitimate sources. Implementation of the practice of constant use of verified content by students, teachers, scientists has become the main task of the library. In this regard, the principles and methods used in the scientific library of the university for the collection and dissemination of information, organization of events, implementation of academic standards and new forms of work for the use of information resources in the educational process and research activities are studied. Methodology. As a generalization and systematization of the accumulated practical experience of working with electronic information, the stages of formation of a classical university digital library, methods of statistical analysis to evaluate the use of collections, forms of content promotion and work with target user groups are de-scribed. Results. The author analyzes the experience of the project on the formation and promotion of the university digital library, accumulates data on the effectiveness of content use, promotional mechanisms, achieved results for use in the work of libraries in the field of education. Proved the necessity of formation of university digital library using cluster approach – universal, specialized and profile resources, regarding peculiarities of promotion in different target groups of university, importance of analytical work on content use for optimization of subscriptions and elimination of information gaps, obligatory introduction of information culture and activation of digital educational resources use in the context of professional activity of the teacher. Conclusion. Using theoretical and practical data, statistical analysis and various aspects of both Russian and foreign experience of digital transformation of the university libraries in the conditions of information abundance, the stages of modification of the library collections, communication channels, and the results in a particular library were considered and analyzed.

Авторы
Издательство
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Российский университет дружбы народов (РУДН)
Номер выпуска
3
Язык
Русский
Страницы
249-264
Статус
Опубликовано
Том
19
Год
2022
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
информационно-коммуникационные технологии; цифровизация образования; цифровая трансформация; библиотека университета; диджитализация; электронная библиотека; электронные информационные ресурсы; информационные базы данных; дискавери-сервис; библиопоиск; поиск информации; сайт библиотеки; социальные сети библиотеки; information technologies; communication technologies; digitalization of education; digital transformation; university library; digitalization; digital library; electronic information resources; information databases; discovery service; bibliosearch; library search; information search; library website; social library networks
Дата создания
11.07.2023
Дата изменения
11.07.2023
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/93710/
Поделиться

Другие записи

Новоселова С.Ю., Смеречинская Н.М.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Российский университет дружбы народов (РУДН). Том 19. 2022. С. 183-195
Осиповская Е.А., Лукач Д.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Российский университет дружбы народов (РУДН). Том 19. 2022. С. 351-359