Обучение китайскому языку как второму иностранному: коммуникативные и культурные аспекты

В настоящее время китаеведение стремительно развивается во всем мире. Большое количество иностранцев изучают китайский язык. Ученые отмечают неразрывную связь между обществом, культурой, историей, географией и языком. Поэтому коммуникация является сложным процессом, требующим тщательного и сознательного погружения в контекст языка. Целью статьи является исследование особенностей обучения китайскому языку как второму иностранному. Задачи: выявить специфику развития коммуникативной компетентности учащихся, охарактеризовать сущность и структуру коммуникативной компетентности, включающей в себя социальные и культурные знания, проанализировать внутриязыковые и внеязыковые элементы обучения китайскому языку как второму иностранному в контексте межкультурной коммуникации. В статье использовались методы: сравнение, ретроспективный, системно-логический анализ. Автором дана характеристика коммуникативных стратегий при изучении китайского языка, а также рассмотрены вопросы, касающиеся их выбора во взаимосвязи с различными факторами. Обращено внимание на весомую роль коммуникативных задач, которые являются ключевым элементом обучения китайскому языку, а также на экспериментальную проверку эффективности модели профессионально-ориентированного обучения китайскому языку студентов гуманитарных специальностей в российских вузах. Результаты исследования показывают, что внеучебная деятельность повышает мотивацию студентов к изучению китайского языка, уровень самоорганизации и ответственности. Грамотно выстроенная модель профессионально-ориентированного обучения, включающая большой объём внеучебной деятельности, является достаточно эффективной в плане формирования межкультурной компетенции, необходимой для дальнейшей работы выпускников российских вузов.

Teaching Chinese as a second foreign language: communicative and cultural aspects

Sinology is currently developing rapidly throughout the world. A large number of foreigners are learning Chinese. Scientists note the inextricable link between society, culture, history, geography and language. Therefore, communication is a complex process that requires careful and conscious immersion in the context of the language. The purpose of the article is to study the features of teaching Chinese as a second foreign language. Objectives: to identify the specifics of the development of students' communicative competence, to characterize the essence and structure of communicative competence, which includes social and cultural knowledge, to analyze intra-linguistic and extra-linguistic elements of teaching Chinese as a second foreign language in the context of intercultural communication. The following methods were used in the article: comparison, retrospective, system-logical analysis. The author gives a description of communicative strategies in the study of the Chinese language, and also considers issues related to their choice in relation to various factors. Attention is drawn to the significant role of communicative tasks, which are a key element of teaching the Chinese language, as well as to the experimental verification of the effectiveness of the model of professionally oriented teaching of the Chinese language to students of the humanities in Russian universities. The results of the study show that extracurricular activities increase students' motivation to learn Chinese, the level of self-organization and responsibility. A well-built model of professionally oriented education, including a large amount of extracurricular activities, is quite effective in terms of the formation of intercultural competence necessary for the further work of graduates of Russian universities.

Авторы
Номер выпуска
4
Язык
Русский
Страницы
106-114
Статус
Опубликовано
Том
14
Год
2022
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
иностранный язык; китайский язык; обучение; коммуникативная компетентность; коммуникативная стратегия; коммуникация
Дата создания
21.02.2023
Дата изменения
21.02.2023
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/93264/
Поделиться

Другие записи