Интегративная модель межэтнического взаимодействия в академической среде международно ориентированного вуза

Популярность программ высшего профессионального образования на русском языке актуализировала интерес исследователей к вопросам межэтнического взаимодействия и адаптации иностранных студентов к образовательной среде международно ориентированных российский вузов. Цель исследования - разработка теоретической интегративной модели межэтнического взаимодействия в образовательной среде международно ориентированного вуза. Интегрирующим фактором модели определен русский язык, который является средством межэтнического общения и получения высшего профессионального образования представителей различных этносов. Методы исследования определены в соответствии с поставленными целями и обусловлены его междисциплинарным характером. Материалом для статьи явилось многоаспектное экспериментальное исследование на обширной студенческой аудитории (более 600 респондентов) на основе разработанной междисциплинарной диагностической базы с целью выявления факторов, влияющих на эффективность межэтнического взаимодействия в образовательной среде российского международно ориентированного вуза. Результаты исследования представляют целостную педагогическую интегративную модель межэтнического взаимодействия в академической среде международно ориентированного вуза, реализация которой позволит гармонично развивать образовательные потребности инофонов. Определены компоненты интегративной модели межэтнического взаимодействия для образовательной среды международно ориентированного вуза, описан содержательный компонент данной модели. Обосновано, что эффективное межэтническое взаимодействие в процессе освоения программ высшего профессионального образования является важным условием реализации образовательных потенциалов представителей различных этносов и основано на сбалансированном развитии коммуникативной, социокультурной и межкультурной компетенций на русском языке и накоплении этнокультурных знаний, умений и навыков. Заключение - по результатам исследования авторы сделали вывод о том, что проецирование модели на организационную и содержательную стороны образовательной деятельности учебных заведений позволит гармонизировать взаимодействие представителей различных этносов в академической среде, создавать необходимые педагогические и организационно-методические условия для повышения эффективности освоения иностранными учащимися программ высшего профессионального образования.

The popularity of higher professional education programs in the Russian language has mainstreamed the interest of the researchers in the issues of interethnic interaction and adaptation of foreign students to the educational environment of internationally oriented Russian universities. The purpose of the research is to develop a theoretical integrative model of interethnic interaction in the educational environment of an internationally oriented university. The Russian language is the model-integrating factor being a means of interethnic communication in the process of getting higher professional education by the representatives of various ethnic groups. Research methods are defined in accordance with its goals and reflect its interdisciplinary nature. There was conducted a multidimensional experimental study of a large student audience (more than 600 respondents). In order to identify the factors that affect the interethnic interaction effectiveness in the educational environment of a Russian internationally oriented university there was developed the interdisciplinary diagnostic base. The research results represent a holistic pedagogical integrative model of interethnic interaction in the academic environment of an internationally oriented university. The implementation of this model would harmoniously develop the educational needs of international students. The authors determine the model components and describe the content component. It has been substantiated that effective interethnic interaction in the process of mastering higher professional education programs is an important condition for the realization of the educational potential of representatives of various ethnic groups; it is based on the balanced development of communicative, socio-cultural and intercultural competencies in the Russian language and the accumulation of ethnocultural knowledge, skills and abilities. By the results of the study, the authors concluded that projecting the model onto the organizational and content aspects of educational activities of educational institutions would harmonize the interaction of representatives of different ethnic groups in the academic environment. It would create the necessary pedagogical, organizational and methodological conditions for enhancing the efficiency of higher professional education programs for international students.

Издательство
Юго-Западный государственный университет
Номер выпуска
4
Язык
Русский
Страницы
153-162
Статус
Опубликовано
Том
11
Год
2021
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
russian as a foreign language; internationally oriented University; russian-speaking environment; interethnic interrelation; educational environment; русский язык как иностранный; международно ориентированный вуз; иностранный студент; адаптация; межэтническое взаимодействие; образовательная среда
Дата создания
19.07.2022
Дата изменения
19.07.2022
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/92374/
Поделиться

Другие записи

Хезла М., Гужова Н.В.
VII Международная научно-практическая конференция "Гармонизация межнациональных отношений в условиях глобального общества", XXVI Нижегородская сессия молодых ученых (гуманитарные науки). Издательство "Перо". 2021. С. 101-103