Анализ сывороточной концентрации марганца и других химических элементов у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и тиками

Цель исследования - сравнительный анализ концентрации эссенциальных макро- и микроэлементов в сыворотке крови детей с тиками и синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) для выявления характерных нарушений, способных вносить вклад в коморбидность между СДВГ и тиками. Обследовано 113 детей в возрасте от 6 до 18 лет, из которых 50 имели диагноз СДВГ; у 25 обследуемых диагностированы тики, 38 здоровых детей составили контрольную группу. Определение уровня эссенциальных макро- и микроэлементов в сыворотке крови осуществлялось методом масс-спектрометрии с индуктивно-связанной плазмой. Установлено, что сывороточная концентрация кальция и магния у пациентов с СДВГ была ниже контрольных значений на 7% ( p < 0,001) и 4% ( p = 0,028) соответственно. Среди пациентов с тиками отмечалась тенденция к повышению уровня ванадия на 27% ( p = 0,070) при сравнении с контролем. Общим для детей с СДВГ и тиками являлось достоверное увеличение сывороточной концентрации марганца, составляющее 29% ( p = 0,001) и 22% ( p = 0,043) соответственно, по сравнению с контрольными показателями. Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют предположить, что нарушение обмена марганца, сопровождающееся повышением его системного уровня, может являться связующим звеном между СДВГ и тиками. В то же время для проверки данной гипотезы необходимы более детальные исследования, включающие оценку состояния марганец-зависимых патогенетических путей, а также лонгитюдные исследования, направленные на оценку взаимосвязи между воздействием марганца и развитием СДВГ и тиков у детей.

The objective of the present study is comparative analysis of serum concentrations of essential macro- and trace elements in children with ADHD and tics for estimation of common characteristics that could contribute to ADHD and tic comorbidity. A total of 113 children including 50 patients with ADHD, 25 sbjects with tics, and 38 healthy controls were enrolled in the current study. Evaluation of serum trace element and mineral levels was performed using inductively coupled plasma mass spectrometry. The obtained data demonstrate that serum calcium and magnesium levels in ADHD cases was 7% ( p < 0,001) and 4% ( p = 0,028) lower as compared to the respective control values. Patients with tics were characterized by elevated serum V levels by 27% ( p = 0,070) in comparison to the controls. The only common characteristic for cases with both ADHD and tics was a significant increase in serum manganese concentration, exceeding the control values by 29% ( p = 0,001) and 22% ( p = 0,043), respectively. Therefore, the obtained data allow to propose that altered manganese metabolism with the increase in its systemic levels may at least partially contribute to the link between ADHD and tic disorder. At the same time, verification of the hypothesis requires more detailed studies including investigation of manganese-dependent pathogenetic pathways, as well as follow-up studies addressing the association between manganese exposure and ADHD and tic development in children.

Авторы
Мазалецкая А.Л.1 , Скальный А.А. 1, 2 , Уварова Ю.Е.1 , Александрова К.А.1 , Тиньков А.А. 1, 2
Издательство
Общероссийский союз общественных объединений Российское общество медицинской элементологии
Номер выпуска
4
Язык
Русский
Страницы
37-42
Статус
Опубликовано
Том
22
Год
2021
Организации
  • 1 Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
  • 2 Российский университет дружбы народов (РУДН)
Ключевые слова
manganese; magnesium; comorbidity; metals; neurodevelopment; марганец; магний; коморбидность; металлы; нервное развитие
Дата создания
19.07.2022
Дата изменения
19.07.2022
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/91487/
Поделиться

Другие записи

Авдотьин В.П., Акимов В.А., Плющиков В.Г.
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Российский университет дружбы народов (РУДН). 2021.
Глаголева А.В., Земская Ю.Н., Качесова И.Ю., Кузнецова Е.А.
Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сочинский государственный университет". 2021. С. 81-86