НАЗВАНИЯ ТИПОВ ЗАВЕДЕНИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ: ЛИНГВОСЕМИОТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

В настоящее время происходят значительные изменения в терминологии, используемой для обозначения типов заведений общественного питания (ЗОП). Однако лингвистических исследований названий типов ЗОП крайне недостаточно. Предметом изучения в данной статье является лингвосемиотическая система «названия типов ЗОП» как структурный элемент вывески ЗОП в курортном городе (Имеретинский курорт, г. Сочи). Целью исследования является выявление языковой и смысловой динамики в указанной системе как лингвокультурном коде, обеспечивающем процессы кодирования и декодирования информации вывески. В работе использованы методы семиотического и лингвистического анализа. На первом этапе разработана теоретическая базовая модель лингвосемиотической системы «названия типов ЗОП», в которой общепринятые значения традиционных названий ЗОП представлены в виде системы парных дифференцирующих признаков. На втором этапе проведен лингвосемиотический анализ практического материала, нацеленный на выявление отклонений от базовой модели. В результате выявлены и систематизированы признаки формирования нового лингвокультурного кода, проявляющиеся как на уровне смысловой структуры (культурных кодов), так и на уровне языкового кода. Построены 5 действующих моделей нетипичных способов репрезентации значения «тип ЗОП» в рамках вывески. Выявлены 2 новых по сравнению с базовой моделью значения, актуализирующиеся в смысловой структуре новых названий типов ЗОП. Сделаны выводы о тесной связи смысловой и языковой динамики в системе названий ЗОП с современными тенденциями в культуре питания. Намечены перспективные направления дальнейших исследований. Материалы статьи могут внести вклад в разработку методики лингвосемиотического анализа, а также быть применены в области маркетинга и создания привлекательного имиджа курортного города.

Significant changes are currently taking place in the terminology used to designate types of eating establishments (EE). However, linguistic studies of the names of types of EE are extremely scarce. The subject of this article is linguo-semiotic system "names of EE types" as a structural element of the restaurant signage in a resort town (Imeretinsky resort, Sochi). The objective of the study is to identify linguistic and semantic dynamics in the specified system as a linguocultural code that provides the processes of encoding and decoding signage information. Methods of semiotic and linguistic analysis were used in the work. At the first stage, a theoretical Basic Model of the linguo-semiotic system “names of ЕЕ types” was developed. The Basic Model presents the generally accepted meanings of traditional ЕE names as a system of paired differentiating features. At the second stage, a semiotic and linguistic analysis of practical material was carried out, aimed at identifying deviations from the basic model. As a result, we identified and systematized features of the formation of a new linguocultural code, manifested both at the level of the semantic structure (cultural codes) and at the level of the language code. Five Operating Models of nontypical ways of representing the meaning "type of ЕE" in a signage were built. There were identified 2 new, in comparison with the Basic Model, meanings which are being actualized in the semantic structure of new names of EE types. Conclusions were drawn about the connection of semantic and linguistic dynamics in the system of names of EE types with modern trends in eating culture. Promising directions for further research were outlined. The materials of the article can contribute to the development of the method of linguo-semiotic analysis and can also be applied in the field of marketing and creating an attractive image of a resort town.

Авторы
Рыбакова Л.В. 1 , Иванова К.П.2
Номер выпуска
4
Язык
Русский
Страницы
47-55
Статус
Опубликовано
Год
2021
Организации
  • 1 Сочинский институт (филиал) Российского университета дружбы народов
  • 2 Сочинский государственный университет
Ключевые слова
Eating establishments; restaurant signage; linguocultural code; cultural code; linguo-semiotic analysis; advertising discourse; eating culture; заведения общественного питания; вывески ресторанов; лингвокультурный код; культурный код; лингвосемиотический анализ; рекламный дискурс; культура питания
Цитировать
Поделиться

Другие записи

Кокуйцева Т.В., Овчинникова О.П.
Друкеровский вестник. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова. 2021. С. 131-140